«Образование человека»
Ассоциация развития образования

ДНИ ФИЛОСОФИИ В СПб - Конференция-коллоквиум «Учитель: наедине с собой» 20, 22 ноября 2013 , ВИДЕО

27.10.2013

           ДНИ ФИЛОСОФИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ - 2013
«Философия познания и творчество жизни»
_______________________
 
20, 22 ноября 2013.  Конференция-коллоквиум по философии образования


Институт педагогического образования и образования взрослых  РАО,
Ассоциация «Образование человека»  (СПб.)
По адресу: ИПООВ РАО СПб., ул. Черняховского, д.2.
 
 
20 ноября,  11.00 – 13.30, 14.30 – 17.00
Конференция-коллоквиум  «Учитель: наедине с собой»
Руководитель:   Маргарита Кожевникова, к.филос.н., ст.н.с. 
Секретарь: Малиновский Илья Борисович, н.с.
 
Состоявшаяся онференция была посвящена обсуждению самосознания учителя, этой особо значимой для философии образования категории, и включила в круг обсуждаемых тем проблему  цельности и разрывов в самосознании учителя; возможное, сущее и должное учителя; самосознание учителя в связи с этическими проблемами и др.
Ключевые доклады:
Маргарита Кожевникова, к.филос.н. (СПб.) "Знающий выбирает свой путь всем сердцем…" Личная миссия учителя
Андрей Макаров, д. филос.н. (Волгоград) Полезные и вредные мировоззренческие установки педагога (анализ  речевого поведения)
Екатерина Дворецкая, д. филос.н. (СПб.) Учитель: познание себя и открытость миру
Алексей Вязьмин, к.филос.н. (СПб.) Самосознание и самозабвение: границы феноменологического метода. (О внутреннем мире учителя)
 Для обсуждения  в коллоквиуме были предложены вопросы:

o   Образование как технэ или фронезис? Что зависит от  самосознания учащего
o   В споре долга и свободы: свобода быть собой, долг быть учителем… или долг быть собой, свобода быть учителем?
o   Изнутри сознания деятеля: "здесь,  сейчас" и все остальное.
o   Что мешает преподавателю осознать себя субъектом образования?
o   Образность мышления педагога.
o   Самосознание учителя и проблема морального права.
o   Ценности  учителя и "компетентностный подход"  в образовании.
o   Рамки социальных ролей и пространство экзистенции в образовании.
22 ноября 2013, с 14.00 – 17.00
 
  Конференция-коллоквиум  по учительской философии образования
«Учитель: наедине с собой»
 
Тема самосознания учителя  задает рамки всей учительской философии образования,  учительская же философия образования, в свою очередь, – это необходимый фундамент для педагогического творчества, для личностной реализации в педагогической деятельности, для свободы в педагогическом сообществе.
В России еще нет традиции проведения конференций по учительской философии образования, и прошедшая конференция стала первой попыткой начать такую традицию. В конференции  приняли участие почти 50 человек из среды неравнодушных думающих учителей.
 Выступления и обсуждения в коллоквиуме развернулись в рамках тем  и вопросов:

Рефлексия 

o   Что такое для учителя рефлексия педагогического процесса?
o   «Рефлексия для других» или «рефлексия для себя»? («Внутренний» и «внешний» языка педагога)
o   Время думать и время делать. Можно ли рефлектировать и делать одновременно?  (Изнутри сознания деятеля: "здесь,  сейчас" и все остальное).
Метод и Личность (о внутреннем мире учителя)

o   Где, кому в образовании нужен внутренний мир учителя?
o   Человек и Информация в образовании: кто кому подчинен?
o   Манипуляция, диалог и самосознание учителя: какая связь?
o   Что делает педагог с ценностями в образовании: преподает? Распространяет? Передает?
Роли и люди

o   Педагоги  - «деятели» и «просто люди»: как «смена костюма»?
o   Область телесного в образовании: что педагог замечает и как учитывает?
o   Проблема доверия в образовании: что  мешает  доверию? Нужно ли доверять себе, чтобы доверять Другим?
o   "Я", "ты" и "мы" в учительской практике
 

 

вернуться назад
    

     © 2010-2017 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!