«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Главная страница / Философия / Философия образования

Философия образования

  • Что «философия образования» учителям – тем, кто собственно осуществляет образование? (не говоря уже, конечно, что философия образования ученикам!) Это какая-то оторванная от жизни, возвышенная сфера, парящая над головами тех и других?
  • Может быть так. И тогда учителя остаются работниками поденного труда, думающими про смыслы своей жизни в одном месте, а про работу и учеников – в другом.
  • А может быть и иначе. И тогда учителя «пробиваются» к ответам на философские вопросы о том, что такое человек и как образование реализует природу человека, о природе познания и возможности передачи познания, о различии знания и творческого осмысления, о себе в своей деятельности - как живой личности и одновременно как «агенте» культуры и общества, о своих отношениях с учениками как функциональных или межличностных, - и так далее. И учителя делают это или при помощи доступных им самим интеллектуальных средств и в пределах личных масштабов, или обращаясь к книгам, к опыту и мысли других – и так расширяя эти масштабы и интеллектуальные средства. В любом случае, если они вводят подобные вопросы в свою жизнь, тогда начинается философия образования для учителей.
  • А если бы мы перевели такие вопросы на детский язык и открыто заговорили с детьми, интересуясь их мнениями, тогда философия образования началась бы и для детей (пусть на их уровне и их языке).
  • Можно сказать и так: значение философии образования (как и всегда философии для человека) – в обретении свободы. И смысла. Что значит для человека возвращение к себе – как единому с миром.


«Философия образования»  - область философского знания, начавшая отсчет своей истории в качестве отдельной дисциплины с начала XX века.
 
Считающийся родоначальником philosophy of education англо-американский философ первой половины XX в. Джон Дьюи обосновал ее правомерность в своей работе «Введение в философию образования»: «Если философия сама безразлично относится к воспитанию, она – не философия. Философию можно определить как общую теорию воспитания».
 
Об этом же, со своей стороны, говорил Л. Н. Толстой в духе своей нравственной философии: «Все философы отыскивают законы добра и зла; отыскав эти законы, они, касаясь педагогики (все не могли не касаться педагогики), заставляют образовывать род человеческий по этим законам».

 
В англоязычных странах ФО в настоящее время – это область с устоявшимся с середины XX века статусом научной дисциплины, достигшая того уровня признания, при котором она имеет ряд собственных международных специализированных журналов, кафедры в университетах для обучения специалистов, ежегодные конференции, в особенности в Великобритании и США.
 
В Германии сфера ФО складывалась на фундаменте концепции «die Bildung», идущей с XVIII-XIX в. от И. Канта, Ф. Гегеля, В. Гумбольдта, И. Ф. Гербарта. В конце XIX в. В. Дитлей провозгласил, что должна быть «наука образования» и обозначил ряд принципов ее построения.
 
В России параллельно с подобными процессами на Западе область философии образования (не отождествленная еще таким образом) начинала складываться с конца XIX в., прежде всего, благодаря педагогическим работам К.Д. Ушинского и П.Ф. Каптерева, позднее В.В. Розанова.
 
В.В. Розанов в «Трех главных принципах образования» говорил: «Мы имеем дидактику и ряд дидактик, мы имеем вообще педагогику как теорию некоторого ремесла ли, искусства ли. Но мы не имеем и не имели того, что можно бы назвать философией воспитания и образования, т.е. обсуждения самого образования, самого воспитания в ряду остальных культурных факторов и также в отношении к вечным чертам человеческой природы и постоянным задачам истории».
 
После революции 1917 г. философы образования С.И. Гессен, В.В. Зеньковский эмигрировали из России. С.И. Гессен в работе "Основы педагогики" в 1922 г. определял педагогику как «прикладную философию».

В СССР производились педагогические исследования, носившие философско-образовательный характер, согласованные с парадигмой марксистско-ленинской философии. Из них во 2-й пол. XX в. выделяются «педагогические исследования» Г.П. Щедровицкого, ставящие своей целью подведение теоретических оснований под педагогическую инженерию. 

 
Возрождение философии образования как таковой (то есть самостоятельной научной области) началось с 1990-х годов. О том, что статус философии образования в России начал определяться, свидетельствовало, в частности, появление учебных курсов (яркий пример которого - "Введение в философию образования" Э.Н. Гусинского и Ю.И. Турчаниновой,2000), диссертаций и монографий («эпохальными» книгами стали «Философия образования для XXI века» Б. С. Гершунского, 1998 и «Образы образования. Западная философия образования ХХ век» А.П. Огурцова, В.В. Платонова, 2004). 


Современные западные философы образования подчеркивают значимость философии образования для педагогов. Философия образования в этом плане, это 1) то, что должно разрешать сомнения педагогов в ценности образовательных усилий; 2) что определяет для педагогов место происходящего процесса «в фундаментальном порядке вещей», причем в гармоничном соотношении с этим порядком; и 3) что, в итоге, приводит педагогов к пониманию высшей цели собственной образовательной работы. С другой стороны, это философски дисциплинированные методы мышления … корпус доказанных техник анализа, аргументации и теоретического построения – для решения проблем образования» (Jonas F. Soltis, 1981).
 
Иначе говорит об этом аргентинский исследователь Гиакаглиа (1998) как о «перепродумывании образования» - по сути, критицизме со стороны педагогов и проблематизации ими своей деятельности, начиная с вопроса: «Возможно ли преподавание? Что в реальности может быть передано?»
 
Современное образование обязано решать встающие в нем и перед ним проблемы, связанные с локальной ситуацией – той, что творится в России, в частности,  и с ситуацией в мире, в целом. Это значит: определение  дальнейших путей цивилизации – изменение самой цивилизационной парадигмы!
 
Современное образование (и в нем - образование будущего) не может не быть преобразованием образования прошлого. Чтобы его преобразовать, необходимо образование перепродумать. Это означает для нас: требуется начать с философии образования.
    

     © 2010-2017 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!