«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Василий Сенкевич «Принцип оптимизации и современное образование»

 

Василий Сенкевич - Instytut Neofilologii i Badań Interdyscyplinarnych UPH Siedlce (Polska)

В современной методике преподавания устоялось мнение о преподавателе как своего рода оптимизаторе. Принцип оптимизации возводится в ранг ведущих принципов образования, повышающих его эффективность. Оптимизация (от лат. optimus – наилучший) трактуется как «выбор оптимального варианта из всех возможных», «приведение системы к наибольшей эффективности». Результат оптимизации – улучшение работы системы, ее «продвинутость», т.е. усовершенствование. 
Принцип оптимизации эффективно работает в сфере функциональных отношений: за основу берется сравнение всех возможных вариантов (альтернатив) – выбирается оптимальный вариант. К этой сфере относятся такие представления, как показательность, вариативность, правильность, эффективность, целеполагание, планирование, ожидаемый результат и др.
Большое значение придается методике – выбору метода оптимизации, его обоснованию и характеру использования.
Оптимизация – основное условие успешного функционирования системы. Руководствуясь этим принципом, исправляют ошибки, разрабатывают и усовершенствуют новые формы, изменяют нормативные требования к конечному результату. Прогресс – движение вперед – обусловлен выбором и оптимизацией. Принцип оптимизации является действительным принципом. Сфера его действия обозначается концептом «действительность».
Однако есть области, где названный принцип равновесия системы и ее слаженного функционирования не работает. Универсальный принцип оптимизации не состоятелен в тех реальных областях, где нечто происходит «по ходу» (процессу) и осуществляется по установлению, а не совершается «по результату». К этим областям относится разные типы занятости людей, объединяемые фундаментальной категорией «деятельность»: научная деятельность, культурная деятельность, мыслительная деятельность, техническая деятельность. Нельзя оптимизировать рост или совершенствовать развитие. Деятельность как процесс (ход) не предусматривает совершение. Процесс и управление им допускают стимулирование, ускорение, оперативность. В отличие от совершаемого, происходящим не руководят – оно или само происходит или не пускается на самотек, т.е. контролируется и управляется. Реальность, где нечто становится само, или устанавливается (конструируется) принятием актов, обладающих перспективой развития, называется институциональной реальностью. В этой реальности актуализируется аспект управления (а не волевого руководства!), реализуемый через существующие в ней институты. 
Как ни парадоксально звучит, однако предпосылкой и базой институциональной реальности, где форма не играет никакой роли, выступает состояние «ничегонеделания». Занятие не есть делание (работа). Если кто-то, например, слушает музыку, нельзя сказать, что он что-то делает. Ничего не делает индивид, занятый размышлением. Мысль, которая его занимает, не имеет отношение к форме. Как и всякая субстанция, она воплощается в формуле, т.е. формулируется. Ничего не делает дерево, находящееся в состоянии роста. За «ничегонеделанием» стоит процесс и активное или пассивное в нем участие. Предпосылкой всякого личностного и корпоративного предприятия (бизнеса) также выступает названное состояние. Релевантными для институциональной реальности являются категории «акт» и потенция». Им противопоставлены имеющие место в действительности концепты «форма» и «содержание». 
В деятельности, где все осуществляется по «ходу», принцип оптимизации лишен всякого смысла. Однако именно эта внешне неподвижная область, в которой осуществляется процесс – смена состояний – ориентирована на развитие, рост и обретение. Здесь не делают правильный (оптимальный) выбор, но ищут верное решение; не задают и не выполняют задание, но ставят и решают задачи. Эта область не имеет практической направленности – она ориентирована на опыт – серию ситуаций, в которые попадает индивид и из которых ищет выход, принимая разумное решение. В отличие от производственной сферы, акцент здесь ставится на «стяжательство» (накопление). Не механическая равновесная система, а «ход» – эволюционирующий управляемый процесс, обладающий кумулятивными способностями, – характеризует эту область. 
Эффективность как результат оптимизации «не уживается» с базовой категорией институциональной реальности – качеством. Качество не оптимизируется: нельзя повышать качество, формировать качество. Качество не имеет степени, но допускает уровень – оно с необходимостью поднимается (ср.: поднять уровень качества). Оптимизация не является институциональной категорией – не бывает закона оптимизации. В сфере оптимизации основываются на принципах и положениях, руководствуются правилами. 
Принципу оптимизации производственной сферы противостоит закон рационализации – разумной организации деятельности. Сущность названного закона экономическая. С точки зрения рациональной организации, речь идет не об оптимизации издержек производства, а о минимизации статей расхода, связанных с той или иной деятельностью. В корне меняется также терминология: не средства, а инструменты, не запасы, а ресурсы, не произведения, а продукты, не порядок, а организация, не намерения, а интенции, не условия, а обстоятельства и т.д. 
Процесс рациональной организации деятельности известен под термином модернизация. Стоящая за этим термином реальность регламентируется категорией закона: закон о модернизации в образовании, закон о модернизации в медицине, закон о модернизации продовольственной безопасности и т.п. Понятие модернизации рассматривается в контексте внутреннего развития как некий перманентный процесс, осуществляющийся способом инновационных трансформаций. За модерное с давних пор принимается то, что способствует объективному предельному выражению спонтанно становящейся реальности, ее адаптации, техническому вооружению и организации труда. Во главу угла в этом процессе ставится не метод, а способ. Теория модернизации рассматривает разные ее аспекты, допускающие и создающие собственные программы культурного и технического развития.
Учебная деятельность принадлежит реальности институциональной. Декларируется процесс обучения. Способ его организации в учебном заведении понимается как занятие: расписание занятий, посещение занятий, пропуски занятий, открытое занятие и т.п. Прописная истина состоит в том, что на занятиях студенты занимаются или должны заниматься. По идее в занятие не должно допускаться производственное начала. Занятие – организованный и объединяющий его участников промысел («дело») (ср.: делом заниматься). Работать или делом заниматься – альтернатива и дилемма всякого обучения. Кто на выходе: образованный и знающий специалист с высшим образованием или грамотный и компетентный профессионал? 
Упорядоченная на принципах оптимизации действительность и институционально организованная реальность основывается/исходит из двух грамматик – 1) функциональной грамматики, исторически усовершенствованной по принципу оптимизации и помогающей упорядочить действительность, и 2) грамматики институциональной, способствующей рациональной модернизации состояния перманентно становящейся реальности. 
Названные грамматики соотносятся с двумя значениями глагола учиться: Во-первых, учиться 1) «усваивать какие-либо знания». Если ученик (студент) в школе (вузе) учит историю, биологию, физику, языкознание и т.д., то в данном случае он присваивает себе знания по этим предметам. Учитель дает ученику знания. Когда, например, мы говорим «Каждый язык имеет свою грамматику», то подразумеваем под грамматикой «совокупность правил, в соответствии с которыми построен определенный язык». Так, каждый язык имеет свои правила изменения существительных или глаголов, имеет свои правила образования слов. Каждый язык имеет также свои правила соединения слов в предложения, определяющие одновременно формы слов и их порядок. Эти все правила образования слов и целых правильных высказываний и называем грамматикой. Грамматика как «совокупность правил, в соответствии с которыми построен определенный язык» и называется функциональной грамматикой. 
Функциональная грамматика помогает оптимально упорядочить использование языка, сделать его употребление правильным, коммуникативно целесообразным и эффективным. Благодаря этой грамматик язык предстает как стройная и уравновешенная система соразмерных и сообразных элементов, механически упорядоченных на основе синтагматических и парадигматических отношений. 
Во-вторых, учиться 2) «обучаясь, приобрести какой-либо профессиональный опыт». Ученик учится ездить на машине (на лыжах, коньках и т.п.), учится читать и писать. В этой ситуации нельзя сказать, что ученик присваивает себе знания о езде на машине (на лыжах, коньках и т.п.), о чтении и письме, хотя такие знания ему могут быть и полезными. Ученик обретает опыт езды на машине (лыжах, коньках и т.п.) или опыт чтения и письма. Учитель не является посредником между знаниями и учеником – он подобен инструктору, который говорит или демонстрирует к а к ездить, читать писать. Ученик же, подражая ему, обучается ездить на машине (лыжах, коньках и т.п.), обучается письму и чтению.
Институты, способствующие рационализации процесса обучения какому-либо типу деятельности, и единицы, принадлежащие ей в качестве прагматических операторов, составляют инвентарь грамматики институциональной. Именно эта грамматика контролирует нашу речемыслительную деятельность, управляет корректностью осуществления актов речи.

 

вернуться назад
    

     © 2010-2018 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!