«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Социальность: интерпретации

 Социальность: интерпретации

     
Термин в диктуемых им значениях происходит из лат. socium - «общее». То есть социум, "общество" - это общность людей, а социальность – это «качество  быть  общественным», то есть быть в обществе и в общности с Другими. При этом "социальность" в значении ситуативно или системно определяемой  локализации человека в обществе, для ряда авторов более значимый, здесь  относительно употребляемого нами в тексте термина выступает как омоним, содержательно с ним сопряженный.
Дж. Дьюи (1859 – 1952), закладывая основания философии образования, определял значение образования как "потребности жизни", служащего в рамках общения само-возобновлению жизни человеческого общества, подобно тому, как биологическая жизнь существует в само-возобновлении, поскольку, как он говорил:
"Без общения, коммуникации идеалов, надежд, ожиданий, норм, убеждений от тех членов общества, которые уходят из жизни группы, к тем, которые приходят   в нее, социальная жизнь не  могла бы продолжаться".
И в этом контексте Дьюи акцентировал глубокий смысл "социального":
"Есть больше, чем словесная связь между словами: "общее", "общество" и "общение". Люди живут в сообществе благодаря вещам, которыми сообща владеют; и общение - тот способ,  которым они приходят к этому владению сообща. И что они должны иметь в общего для того, чтобы сформировать сообщество или общество, это цели, представления, устремления, знания - общее понимание – "единомыслие", как говорят социологи"[1].
Так трактуемое нами понятие намеренно различено с понятием "социализации", о котором дальше ещё будет идти речь. Взятая в данном значении социальность подразумевает принятие в образовании самой человеческой общности как ценности, которую требуется проблематизировать,  демонстрировать, обосновывать и, наконец,  культивировать в образовательных процессах всяческими путями и на различных уровнях:  начиная с развития коллективной идентичности (по принадлежности к локально единой группе – классу, школе,  группе, единой по интересам), с  выстраивания образовательных сообществ  и включая уровни региональной, этнической, национальной, общечеловеческой общности.
 
При такой траковке рассматриваемая в образовании социальность и её значимые проявления включают в себя такие элементы, как:
индивидуальные взаимоотношения и взаимодействия учител
ей и учеников (преподавателей и студентов) друг с другом; с коллегами,  родителями учеников // соучениками;   
взаимоотношения и взаимодействия учител
ей и учеников с группой или в группе (коллективом коллег; коллективом учеников);
группа/ общность  как таковая (коллектив учеников; педагогический коллектив; школьное сообщество);
взаимоотношения и взаимодействия с явно-Другим;
межличностные и межгрупповые антагонизм и притяжение;
включенность в  функционирующие механизмы образовательного  социума;
человек (учащийся,   педагог) с  собой  в зримом и незримом присутствии социума;
присутствие концепции «общего блага» в мировоззрении учащихся и    педагогов.
 
При данном нами определении понятия   социальность представляет способность и способы быть в отношениях с Другими, для чего требуется учитывать многообразие отдельно взятых Других, а также плотный мир отношений коллективных Других и всех установлений социума.
Различия в интерпретациях социальности начинают обнаруживаться тотчас же, стоит только перейти к вопросам о природе "плотного мира установлений социума" и о характере его (этого мира) взаимоотношений с образованием; о  возможности и характере  отношений человека с Другими; о том, как понимать качество  «быть  общественным» (быть в общности с другими) и какие ключевые смыслы в нем усматривать. Например, первый вопрос может стоять так: в какой степени социум, каков он есть, выращивается образованием? И в какой степени образование, каково оно есть,  с присущим ему измерением социальности, определяется социумом, воплощает заказ социума? И как, исходя из этого, деятели образования должны определять свою миссию относительно общества в  образовании?


[1] Цитируется по: John Dewey Democracy and Education: an introduction to the philosophy of edu cation. - New York, The Macmillan company, 1916. По эл. ресурсу: http://xroads.virginia.edu/~HYPER2/dewey/header.html

 

вернуться назад
    

     © 2010-2017 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!