«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Предисловие

В современном мире происходит переосмысление роли образования как важнейшего фактора развития личности, общества, экономики. В силу этого увеличивается количество исследований (в том числе и международных) качества образования, в которых анализируются факторы, влияющие на достижение качества, соответствующего вызовам времени. Эти исследования позволили сделать вывод о то, что ни один другой фактор: ни объем средств, вкладываемых в образование, ни размер страны, ни показатели равенства образовательных возможностей не дали такой жесткой корреляции с результатами учащихся, как качество преподавательских кадров. Поэтому неслучаен интерес исследователей, общественности, властных структур различного уровня к качеству профессиональной деятельности учителя. Так, в национальной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что ключевой особенностью современной школы является работа «чутких, внимательных и восприимчивых к интересам школьников, открытых ко всему новому» учителей.
 
Однако при этом ориентиры развития отечественной школы, профессиональной деятельности учителя задаются требованиями работодателей, бизнес-структур, экономическими показателями эффективности функционирования. Эксперты отмечают, что, будучи усилено экономическими механизмами, определенное несовершенство индикаторов и методик оценки качества образования и работы учителя в немалом числе случаев оказывало разрушающее воздействие на содержательную сторону образовательного процесса. Поэтому вместо тенденции усиления профессионализма учителя набирает силу противоположная тенденция – пролетаризация учительского труда!
 
Эти выводы заставляют обратиться к анализу сущности современного учительского труда, осмыслению роли учителей как профессионалов, способных реально изменять окружающий мир к лучшему, к анализу ценностно-смыслового отношения учителя к профессиональной деятельности через систему ценностей, определяющих характер его педагогической деятельности. Рассмотрению этих вопросов, как видится, и посвящены работы, включенные в данный сборник.
 
Сборник статей «Учитель: наедине с собой» не похож на традиционные сборники конференций. Его своеобразие заключается в том, что в нем представлены материалы разных жанров: научные статьи; анализ опыта; авторские представления о смыслах педагогического труда, миссии учителя, его внутреннего мира и внутренней жизни (teachers' inner life), профессионального самосознания. Несомненный интерес вызывают как статьи, посвященные рефлексии собственного опыта, так и статьи, в которых раскрываются возможности использования в педагогических исследованиях и практике методов герменевтики и феноменологии; обосновывается вариант программы развития мировоззренческого (философского) самоопределения учителя.
 
Разные жанры только подчеркивают сложность рассматриваемой проблемы, способствуют ее «объемному видению», позволяют познакомиться с неповторимой индивидуальностью каждого автора и вступить с ним в диалог. Статьи органично объединены в три раздела сборника, посвященные анализу философских представлений о самосознании учителя, обоснованию концепции философии образования в системе ценностей учителя, презентации авторских позиций учителей в области современной философии образования. При этом все статьи объединяет убежденность в том, что «способность учить невозможно свести к простым техническим педагогическим приемам», в подлинно педагогической деятельности происходит «творческое чудо: взаимопонимание учителя и ученика».
 
Публикация сборника «Учитель: наедине с собой» – знаковое событие в профессиональной коммуникации учителей, ученых, всех заинтересованных в развитии отечественного образования. Это событие, несомненно, будет способствовать становлению осознанной мотивации включения учителей в процессы модернизации образования и, возможно самое главное, будет способствовать «возвышению» учителя как специалиста, выбравшего профессию, самую прекрасную под солнцем, поскольку, деятельность учителя способствует тому, чтобы менее было мрака, смятения и разлада, а больше света, порядка, мира и спокойствия (Я.А.Коменский). 

 

А.П. Тряпицына

ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА ОГЛАВЛЕНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА
    

     © 2010-2017 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!