«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Ильина П.И. Свобода учителя

Я задумалась как над проблемой над вопросом: "Что значит "свобода" для меня, педагога?"
 
Можно сказать, что понятие "свобода", как и "внутренний мир", абстрактно… Но для меня ценность жизни заключается вообще в ней самой, а это означает осознание себя как вершителя своей судьбы. То есть я думаю: если сидеть, сложа руки, и кивать во всем на правительство, то ничего не выйдет.
 
Д.Б. Эльконин в своей книге «Детская психология» часто повторяет, что «отношение ребенка к вещам есть отношение, осуществляемое с помощью или через другого человека». И вот я, работая с младшими школьниками, иногда ловлю себя на мысли, насколько дети свободнее! И насколько они счастливее меня.
 
А почему? Кто нас, взрослых, делает несчастными, то есть несвободными? Разве не мы сами?! Например, в погоне за «вчерашним днем», мы, взрослые, несчастливы оттого, что боимся быть самими собой. Мы боимся быть белыми воронами. Боимся, что кто-то не так про нас подумает. Мы боимся даже фантазировать и рассказывать об этом, считая себя недостойными быть услышанными.
 
Но вот когда ты приходишь в класс, – размышляю я про себя, – в чем твоя свобода и несвобода? Попробуй и сделай так, чтобы тебя услышали. Добейся, чтобы тебя поняли, чтобы приняли твою позицию. Как это возможно? С одной стороны, есть жесткий регламент ФГОС. С другой стороны, есть гибкий ум учителя-творца. Что такое гибкий ум? Это значит, что в любой ситуации нам надо чувствовать себя выше каких бы то ни было предрассудков.
 
Если ты – учитель, это значит, что то ты уже добился многого. Однако, чтобы стать Учителем, требуется еще больше усилий, усилий каждый день, даже каждую минуту.
 
Только нам надо перестать жалеть себя и оправдываться, что нам не хватает времени. Сейчас очень много информации, она повсюду, – не нужно тратить время, чтобы ее искать. В образовании без информации ты никто, ты не можешь грамотно обозначить и обосновать свою позицию. Но для образования важна целостность, вот главная составляющая процесса информатизации. Это значит, что можно знать фундаментальные вещи (о развитии вселенной, о строении атома и т.п.), а многое знать не обязательно. Тогда оказывается чрезвычайно важным разбираться в том, что действительно ценно в знании.
 
Сегодня все чаще мы говорим, что стараемся услышать ученика. Однако не менее важно и быть услышанными самим. Если мы не услышаны, то порой, нося обиду на весь мир, мы неосознанно пытаемся как-то «отыграться» на детях.
 
В действительности, каждое утро, каждый день, неповторимы! И я думаю, нам, учителям, в первую очередь, нужно разбираться в самих себе, суметь стать интересными самим себе, нам надо учиться быть улыбчивыми и счастливыми.


ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА ОГЛАВЛЕНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА
    

     © 2010-2017 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!