«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Удалова Е. М. Современная образовательная парадигма и самосознание учителя

 

Опираясь на опыт своей профессиональной деятельности учителя математики, могу сказать, что учительское самосознание может отразиться в следующих тезисах (в форме аксиом, теорем, доказательств).
 
1. Есть, на мой взгляд, две главные составляющие УЧИТЕЛЯ – мастерство (профессионализм) и личность. (Это теорема)
 
2. В образование приходят новые принципы, которые требуют изменений в личностной структуре педагога. У учителя появляются новые функции: тьютор, фасилитатор, координатор, конструктор, модератор. Прежде всего, это смещение ориентиров образовательных результатов. Они становятся не только связанными непосредственно с преподаваемым предметом, но выходят на новый качественный уровень – метапредметности знаний и личностного развития ребенка (Это аксиома).
 
3. (Доказательство) В новой образовательной парадигме учитель становится скорее инженером-конструктором образовательного пути и консультантом в индивидуальной образовательной траектории учащегося. Так, становится очевидным, что достижение планируемых целей образования во многом связано с формированием профессионального самосознания учителя, профессиональной компетентностью учителя, способности к саморазвитию и его (ее) личными качествами. Под самосознанием учителя я понимаю тот его профессиональный шаг, когда доминирующим в оценке собственной деятельности становится, прежде всего, постоянная рефлексия, требующая понимания глубинных механизмов педагогической деятельности, психолого-педагогических особенностей детей, умения объективизироваться от личных предпочтений и скоротечных выводов. Как математик, могу сравнить это с решением задачи: четкое понимание «дано» (педагогические условия, педагогическая ситуация) и «необходимо найти» – сопоставление ресурсов и целей. Учитель сегодня не может быть просто посредником между информацией и учеником. Он определяет тот ценностный вектор, который сделает эту информацию в руках школьника созидательным инструментом. И это нельзя не учитывать даже в единице образовательного процесса – уроке.
 
4. В связи с этим у меня встает вопрос: как учителю суметь соответствовать предъявляемым ему социальным запросам и требованиям и, в то же время, не потерять собственное видение на воспитание и образование ребенка?
 
6. Есть исследования теоретических основ профессионального самосознания в разных контекстах: проблема развития личности (Н.Р. Битянова, Л.М. Митина, В.А. Сластёнин и др.); самосознание учителя на этапе его самостоятельной профессиональной деятельности (А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.И. Шутенко). Однако, я думаю, наиболее важны выводы известного психолога Ю. Н. Кулюткина о механизмах противоречий в самосознании учителя (работы «Личность. Внутренний мир и самореализация»; «Мышление учителя»). Это: 1) самоопределение учителя не может происходить без его культурного роста; 2) формирование рефлексивных способностей и их объективизация – это значит объективное отношение к анализу продуктов собственной деятельности; 3) ценностное отношение к Другому и профессиональное самовоспитание, развитие профессиональных Я-образов ("Я" реальное, идеальное, зеркальное).
 
7. Можно также рассматривать профессиональное самосознание учителя как осознание педагогом себя,
 
во-первых, в системе профессиональной деятельности,
во-вторых, в системе педагогического общения,
в-третьих, в системе собственной личности.
 
Итак, в профессиональном самосознании учителя рефлексивные процессы бывают обусловлены многообразными реальными ситуациями педагогической деятельности, которые требуют от учителя развитого умения верно оценить себя, свое место, свои возможности и варианты действий, осознать пригодность своих качеств, способностей, своей социальной значимости и понять, кто ты в глазах учеников.
 
8. Богатство, многосторонность и эмоциональная насыщенность педагогической деятельности вынуждают нас изучать себя как профессионала. При этом, как я понимаю, не только происходит осознание тех или иных профессионально значимых качеств личности, но формируется и определенное самоотношение. То есть, испытывая чувство удовлетворенности или недовольства своим трудом, учитель эмоционально переживает соответствие себя как педагога идеальному образу.
 
9. Я считаю, учитель – это профессионал, выполняющий свой долг добровольно и осознанно отстаивающий ценность своей профессии.
 
10. Могут быть разные модели педагогического труда, и они существенно различаются по эффективности и по своей психологической сущности. В их числе существует такая модель профессионального развития учителя, где фактором развития является внутренняя среда личности, то есть ее активность, потребность в самореализации. Здесь условие профессионального развития – это осознание учителем необходимости изменения, преобразования и поиска новых возможностей самореализации в профессиональном труде.
 
11. Поскольку основными источниками развития самосознания личности являются собственная практическая деятельность человека и общение, то и на процесс развития профессионального самосознания учителя (а также в соответствии с ним – и на формирование убежденности в личностной и профессиональной компетентности), как я вижу, оказывают влияние две наиболее значимые группы факторов. Одна группа – это ожидания и оценочные суждения непосредственного социального окружения педагога: его коллег, администрации, учеников. Вторая группа факторов – это его (ее) собственные мотивационно-ценностные ориентации и ожидания от самого себя как профессионала, вытекающие из собственной практической педагогической деятельности.
 
12. Самоанализ учителя основывается на анализе педагогической деятельности. Рефлексия в педагогическом труде выступает как профессионально значимое качество личности.
 
13. Поскольку учитель осуществляет педагогическое сопровождение ученика, то процесс обучения, социальную практику и образовательную рефлексию требуется рассматривать вместе. При этом, ведущую роль играет образовательная рефлексия. Для этого ученикам необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы и, в результате, определить свою индивидуальную образовательную программу. Учителю требуется обеспечивать этот процесс: средствами, и способами своего предмета помочь старшекласснику сформировать способность успешно решать жизненные, карьерные и образовательные задачи. В этом процессе рефлексия и мотивационно-ценностные ориентации в самосознании учителя оказываются существенно значимы.
 
14. (Вывод) Таким образом, формирование самосознания учителя, осознанная профессиональная самореализация отражается в решении основных задач школы в условиях современной образовательной парадигмы: в приобщении ученика к ценностям, саморазвитии, самосовершенствовании, в оказании помощи учащимся в их жизненном самоопределении. Механизмы развития самосознания учителя – это, прежде всего, анализ собственного роста как профессионала. Сегодня он заключается не только во внешней оценке профессиональной деятельности, но и в совокупности факторов внутренней гармонии педагога.

 


ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА ОГЛАВЛЕНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА
    

     © 2010-2017 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!