«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Шаповалова О.Ю. "Сидя на берегу"

Когда я, учитель английского языка, думаю, что такое для меня информация в учительской деятельности, для начала мне хочется определить, о какой информации идет речь. Если об информации как совокупности данных обо всех предметах в мире, а также данных о данных, тогда я вспоминаю Иосифа Бродского, который в своей Нобелевской речи сказал :
 
«Я признаю абсолютный авторитет информации, которая формирует меня, ставит в определенное положение, определяет мое состояние… И даже мой протест, и даже бунт против данности также является зависимым от этой информации…»
 
Итак, получается, информация – это «абсолютный авторитет». Но встречным аргументом выступает известная фраза: «Жизнь играет человеком, а человек играет на трубе». Я думаю об этом так: мы не можем управлять круговоротом воды в природе. Но мы в силах выбрать один поток, перегородить его, построить электростанцию и, сидя на берегу, наслаждаться всеми благами последствий совершенного.
 
Мне кажется, нечто подобное происходит в нашей деятельности в школе. Учитель не пытается объять необъятное, но выделяет поток информации и, формируя его, использует в образовательном процессе. Как правило, учитель начинает с малого – с «близких планов», со «скелетов», структур. Так, в моей учительской деятельности преподавания английского языка, например, мы говорим в изучении Future Simple, что данное грамматическое время может быть использовано для выражения будущих событий. И для образования грамматической формы нужно всего лишь добавить вспомогательный глагол will. Но далее происходит открытие более широких планов. Оказывается, что все не так просто. На самом деле, англичане используют это время в ряде определенных ситуаций: принимая решение, выражая мнение, описывая ситуацию, которая не находится под их контролем, и так далее. То есть простая на вид грамматическая форма оказывается полна загадок…
 
Что делать учителю? Учитель может предложить ученику восхититься вместе с ним (ней) энергией и мощью этой живой, изменчивой, многомерной сущности – языка. Восхищение – это хорошо испытанная мной эмоция, и я знаю, что она обладает огромной побуждающей силой. Испытавшему ее человеку обязательно захочется снова стать первооткрывателем (для себя), исследовать и пытаться осваивать, "приручать" информацию.
 
Но, хотя мы как учителя постоянно и имеем дело с информацией: добываем ее, обрабатываем, передаем, требуем обратно как освоенную от учеников, проверяем и т.д., думаю, вряд ли нам следует говорить о подчинении себе информации. Мы просто можем не относиться к ней слишком серьезно – как, впрочем, и к своей функции учителя. (Хотя один мой ученик написал: «Русский человек ленив и серьезен»). И так иногда я позволяю себе почувствовать себя сидящей на обочине и наблюдать, как информация обеспечивает все функции и задачи образовательного процесса "сама по себе".
 
Вот пример. Дети 6-х классов пишут хокку на моем уроке английского языкя. Они ограничены в языковых средствах. Но потенциал языка никогда не бывает мал. И .. появляются образы: «Я рисую белым по белому…», «Я не курица, я –ангел…», «Двери в рай отворяются близко, небеса опускаются низко….» Ребенок отдает себя во власть вдохновения, – и лексический хаос структурируется, сочетания слов обретают смысл, начинают восхитительно сиять. Но кто здесь рыбак, а кто рыбка? Ученик ли нанизывает слова на ниточку возникшей идеи, или слова ведут за собой автора, создавая настроение и оформляя мысль?
 
Думаю, ребенок чувствует вибрацию, идущую извне, из звучания текста. И он хочет быть точен, поэтому исследует структуру времен глаголов, законы словообразования, возможности пунктуации внести дополнительную ясность в содержание текстов. "А-а-а-а, – кажется ему, – я ухватил некоторую логику и теперь могу манипулировать внешним миром, могу трансформировать его и заставить служить моим интересам!" И язык служит ему и несет его, как верная, но коварная лошадка, прыгающая однажды под откос, в бездорожье фразовых глаголов или идиоматических выражений, или неологизмов. Когда скорость потока новой информации становится такой, что теряешь голову, мы утрачиваем покой и пытаемся заново нащупать островки стабильности.
 
А в действительности, все, что было описано мною выше, может быть обозначено просто как «развитие лексического навыка» – самая что ни на есть стандартная для моего предмета задача урока.
 
Вообще же я как учитель придерживаюсь кредо: не бояться использовать аутентичный материал на любом уровне подготовленности учеников. Я считаю, что, упрощая тексты, мы коверкаем язык, – и он теряет свою гармоничность, значит, становится более труден для восприятия. То есть наша задача заключается в том, чтобы предложить ученикам адекватные задания.
 
Если подумать, как я понимаю задания и различные приемы, которые могут быть использованы на уроках, то надо принять в расчет обязательную задачу учителя, которая определена однозначно: обеспечить эффективный образовательный процесс. Один из приемов, работающих на это и давно существующихет в преподавании иностранного языка, который, как я считаю, должен применятся учителем абсолютно осознанно, это работа в информационном контексте. Например, темы "Путешествия", "Семья", "Образование" и другие предлагаются в учебных курсах на каждом уровне обучения, при этом по мере развития мы используем все более широкий лексический, грамматический материал. Конечно, четкое обозначение контекста здесь является пусковым механизмом, позволяющим "попасть" в определенную информационную область: определенный лексический набор, грамматическую сферу, наиболее вероятную тематику диалогов, форматы письменной речи. Но я полагаю, то, что здесь может быть важно, это эмоциональное насыщение информации.
 
Как возможно эмоциональное насыщение информации? Через драматизацию, через персонализацию учебного материала. Конечно, способность найти «горячее», интригующее, мистическое, загадочное в самом обыденном – это особый талант учителя. И думаю, этот талант также должен быть осознан самим учителем и подвергнут особой заботе и развитию.
Так, звук и движение, прикосновение и запах, чувство гармонии и пр., – вся осознаваемая или даже только подсознательно воспринимаемая информация – становятся союзниками учителя. Это искусные проводники на новых, только осваиваемых учениками территориях.
 
Что еще я делаю с информацией в своей учительской деятельности? Например, принимаю в работу хаотические данные. Попробуйте сами как-нибудь в обучении тоже использовать хаотические данные, тексты, спутанные суматохами и сумятицами, и вы увидите результат. Вы увидите, какую волю к обретению ясности проявят ваши дети, без сомнения, обладающие в школьном возрасте достаточно сформированным интеллектом.
 
Другая возможность – это минимизировать текст вместе с ребятами, выделяя при этом главное, а потом развернуть его через различные синонимические ряды, через домысливание. И это не управление информацией и не управляемость ею, но лишь совместная игра, захватывающая всех ее участников. Объединить простые предложения в сложноподчиненные, в многоступенчатые структуры, дающие понимание причинно-следственных связей, – это тоже игра, но она формирует полезнейшие навыки. Или можно пойти от обратного – например, попробовать убедить учеников, что Земля стоит на трех китах, а Солнце вращается вокруг Земли. Тогда их знания о строении нашей звездной системы приведут их к пониманию, познанию языковых структур.
 
И последнее, что мне кажется важным отметить относительно информации. Однажды девочка, отвечавшая на вопрос, что могло быть написано на кольце Соломона, ответила: «Ясно, что. Было написано: кольцо Соломона». Понимаете? Очевидности не надо и обучать. Но я в своей работе думаю так: с расширением горизонтов видимого или почти-видимого область очевидного обязательно расширится. А в этом, на мой взгляд, и заключается функция учителя.

ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА ОГЛАВЛЕНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА
    

     © 2010-2017 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!