«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Главная страница / Семинары / Архив / Семинар 5: Научно-предметная составляющая содержания образования

Семинар 5: Научно-предметная составляющая содержания образования

1.      Как вам представляется, какие задачи образования осуществляют/ призваны осуществлять те научные предметы, которые сейчас представлены в школьной программе? Принимаете ли вы в своей концепции образования эти задачи?
 
Пузыревский
Общие сведения об истории и современных достижениях той или иной дисциплины.
Некоторые общеупотребительные инструкции, навыки.
Да, принимаю, но это я так понимаю эти задачи.
 
Неупокоева
Каждая образовательная область расписывает целую совокупность задач, их ОЧЕНЬ много, они не согласованы.
Принимаю лишь частично.
  
Парибок
Передача основ картины мира – да, разделяю.
Развитие мышления – да, поддерживаю.
Социализация – нет, это надо из научных предметов убрать.
 
Марчукова
Дать представление о современной науке как о развивающемся знании, которое формируется на наших глазах.
 
Кожевникова
Призваны (но не осуществляют задачу) сформировать научную картину мира в мировоззрении и научно-аналитические способы мышления.
Принимаю как необходимый, но не достаточный элемент образования и как задачу, которая обязана быть включена в общую задачу подвести человека к формированию собственного мировоззрения и эффективных способов мышления.
 
Печерская  
Ни один из научных предметов школьной программы никак не соотносится с наукой, ее проблемами и методами и скорее представляет набор названий и описаний из той или иной предметной области
 
Гершаник
Задачи не осознаны. И я их не понимаю.
 
Ельяшевич  
В каждом предмете надо учить получать знания и анализировать их.
В каждом школьном предмете должны быть отделены базовые знания, которые следует помнить всегда, от того, что можно забыть, а при необходимости найти.
 
Фельдман Яков Адольфович
Задачи – сдать ЕГЭ и отсеять неспособных.
Не признаю.
 
Дубовский  
В целом, предметы школьной программы должны осуществлять задачу комплексного развития человека. Существующие школьные программы не реализовывают эту задачу.
Как небольшую составляющую часть стратегии образования.
 
 
2.       Есть ли, на ваш взгляд, что-то излишнее в научно-предметном содержании образования? Почему?
 
Пузыревский
 Много лишнего. Почему? Лоббирование своих интересов корпорациями ученых.
 
Марчукова
Излишняя конкретность, уход в детали, количество которых неоправданно велико. Это – традиция, которая способствует росту толщины и количества учебников.
 
Неупокоева
Очень много лишних знаний (знаний – с маленькой буквы)
 
Кожевникова
Да. Для обще-мировоззренческих задач научное содержание избыточно по детализации. Примерно то содержание, что есть, должно входить в курсы  пред-профессионального образования.
 
 
Парибок
Наверняка, потому что межпредметная связность очень низка. Конкретных примеров указать не могу.
 
Гершаник
70-90% информации лишней.
70-90% способов научения, знаний не достает.
 
Ельяшевич  
Слишком много формальных стандартных задач, по которым проверяется только память, причем отнюдь не долговременная.
 
Печерская Наталья
В в научно-предметном образовании чаще всего отсутствует сам субъект образования, зато чрезмерно много предметно фактологического.  
 
Фельдман Яков Адольфович
Есть 1) устаревшее, 2) неполезное, 3) узко-научное, 4) то, что невозможно понять в отведенное время.
 
 
Дубовский Леонид Яковлевич
Негармоничное (неоптимальное) развитие интеллектуальной сферы сознания. Перегиб в сторону формальрно-логического (информационного) подхода.
 
 
3.      Чего, на ваш взгляд, в нем недостает? Почему?
 
Пузыревский
 Меж- и над-предметности.
Личностного смысла и значимости.
Самостоятельного исследования.
 
Парибок
Межсистемной и межпредметной связности, без которой содержания делаются бесхозными и бессмысленными.  
 
Марчукова
Ассоциативных связей между элементами содержания гуманитарных и естественно-научных предметов. Междисциплинарности.
 
Гершаник
Здравый смысл отсутствует. Массовое безумие. Индуцированный бред – болезненное состояние общества в кризисе
 
Неупокоева
Практики, реальных ситуаций, применения знаний.
 
Кожевникова
Недостает актуальности изучаемого материала, его связи с Человеком, в целом, и с обучающимся человеком, в конкретности, - по причине отсутствия в имеющейся программе образования реальных процессов выработки личностного мировоззрения учащегося и недостатка   практики, творчества.
 
 
Ельяшевич  
Обучения умению общаться, излагать свои мысли, задавать вопросы, понимать ответы, добиваться того, чтобы тебя понимали, и того, чтобы тебе помогли понять.
 
Печерская Наталья
Недостает соотнесения с наукой, ее проблемами и методами, недостает самого сам субъекта образования. И, кроме того, нет понимания логики предмета, нет  рефлексивного анализа (вообще нет анализа), нет понимания структуры предмета, нет ассоциативных связей между предметами и внутри предметной области.
 
 
Фельдман Яков Адольфович
Искусства!! (и ремесел) – для каждого Загнутый угол: 1ученика.
 
 
Дубовский Леонид Яковлевич
Очень многого. А главное – стратегии.
 
 
4.      Должно ли присутствовать во взрослом образовании (ВУЗ, после/ помимо ВУЗ) продолжение научно-предметного комплекса содержания среднего образования (исходя из его задач, как вы их понимаете)?
 
Печерская Наталья
Думаю, что ВУЗовское образование может в некоторых отдельных случаях развивать научно-предметный комплекс среднего образования. Но в целом, аудиторная работа со студентами должна ориентироваться на интегральное видение связей между науками и их предметными областями.
 
Парибок
Да. Вариативно, но непременно.
 
Дубовский Леонид Яковлевич
Отчасти, в зависимости от специализации.
 
Гершаник
Нет.
 
Марчукова
Это зависит от потребностей и целей, жизненной ситуации конкретного человека.
 
Неупокоева
Оно и присутствует. А не так должно быть, во всяком случае, не массово.
 
Кожевникова
Да, если в задачи среднего образования всерьез входит как элемент формирование научного мировоззрения, то это мировоззрение не может быть еще сформировано в школе, - требуется  
продолжение научно-предметного комплексного  образования, решающего эту задачу.
 
Ельяшевич  
Да, так как содержание наук быстро изменяется.
 
Фельдман Яков Адольфович
По специальности только.
 
Дубовский Леонид Яковлевич
Отчасти, в зависимости от специализации.

- Философия образования 5: Научно-предметное содержание - доклад

- Философия образования 5: Научно-предметное содержание - содоклад

- Философия образования 5: Научно-предметное содержание - Вопросы докладчику и содокладчику

- Философия образования 5: Научно-предметное содержание - мониторинг

- Философия образования 5: Научно-предметное содержание - Круглый стол

    

     © 2010-2017 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!