«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Философия образования 2: Определение образования - тезисы доклада

Аудио запись с семинара
This text will be replaced
скачать в формате mp3

С.В.Чебанов

Основные понятия образовательной деятельности

1. Образование понимается в двух смыслах – как процесс получения образования и его результат.
 
2. Результатом образования является формирование у человека экстракорпорального органа, обеспечивающего его целостное отношение к крупным фрагментам жизни. Поэтому образование как процесс не может быть узкоспециализированным – невозможно получить образование в области вышивания крестом или решения квадратных уравнений.
 
3. Воспитание является процессом и результатом социализации, инкультарации и индоктринации и выражается в интериоризации ценностей, образцов и норм.
 
4. Предельно овнешненным компонентом воспитания является владение этикетом как совокупностью нормативов взаимодействия с людьми в стереотипных ситуациях (бытовых, публичных, профессиональных и т.д.).
 
5. Обучение – процесс получения знаний и формирования навыков. Эффективность обучения зависит от степени его инструментализации. Увеличение степени инструментализации до определенных пределов повышает эффективность обучения, которая далее может увеличиваться за счет соединения обучения и воспитания.
 
6. Образование, воспитание и обучение (со всеми их характерными составляющими) находятся в сложных, а иногда и противоречивых, отношениях. Воспитание способствует получению образования, но образование селф-мейд-мена крайне затрудняет его социализацию, инкультарацию и индоктринацию, наличие знаний и навыков в известной мере способствует получению образования, но их избыток тормозит образование и, отчасти, воспитание и т.д.
 
7. Определенные историко-культурные обстоятельства, семейные ценности, экономические условия и т.д. определяют то, на что направлена та или иная педагогическая концепция – на получение образования, воспитание, обучение и т.д.
 
8. Педагогическая деятельность может быть неинституализированной и институализированной. Первая возможна в случае наличия большой благополучной семьи с разновозрастными детьми обоих полов и большим числом домочадцев. В противном случае возникает потребность в создании специализированных институтов педагогической деятельности (ср. обстоятельства появления школ у древних евреев, консерваторий в средневековой Италии, школ в петровской или революционной России и т.д.).
 
9. Институты педагогической деятельности могут быть двух типов – с неопределенным и стандартно-гарантированном результатом. Первый тип институтов представлен цехом, клубом, кружком, церковной общиной и т.д., второй – школой (начальной, средней, высшей, общеобразовательной, профессиональной и т.д.).
 
10. Институты педагогической деятельности существуют на фоне образовательной среды. Вклад институтов и образовательной среды в итог педагогической деятельности зависит от текущей социо-культурной ситуации.
 
11. Институты педагогической деятельности могут быть публичными и приватными, частными и государственными. В зависимости от их статуса в них используются разные педагогические технологии и существуют разные нормативы.
 
12. Педагогические технологии государственной публичной школы очень однообразны и далеко не исчерпывают таковые, существующие в настоящее время. Это обстоятельство требует сосуществования широкого спектра полиморфизма неинституализированной и институализированной педагогической деятельности, что позволяет реализовать ценности мультикультурности.


 

вернуться назад
    

     © 2010-2024 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!