Эразм Роттердамский: образование как формирование ЧЕЛОВЕКА, «людьми не рождаются, а воспитываются»
Ф.М.Достоевский: образование это создание условий для самообновления духа, «выделывания в человека»
И.Г. Песталоцци видел в образовании процесс «помощи самопомощи» – «саморазвития сил человека»
Г.В.Ф. Гегель: «поднять свое отдельное существо до своей всеобщей природы – что и означает образовать себя», «согласовать две свои стороны, привести свою единичность в соответствие со своей разумной стороной», поскольку человек – «существо духовное и разумное. Взятый с этой стороны, он не бывает от природы тем, чем он должен быть»
М.Шелер: образование – это "совокупное человеческое бытие" (вечный и непрекращающийся процесс становления Человека, абсолютный реальный универсум, сосредоточенный в одном Человеке)
К.Роджерс, А.Маслоу: образование – это помощь в актуализации, личностном росте
Г.Хорн, Дж. Д. Батлер: образование – это внутренний духовный рост, развитие природы ученика в направлении совершенствования «Я», роста само-сознания, обращение «к основам существования – туда, где они будут вынуждены задать решающие вопросы относительно самой глубокой сущности реальности»
Ж.Пиаже рассматривал образование как помощь в процессе адаптации человека к СОЦИАЛЬНОЙ среде
Дж.Дьюи: «Связь между словами «общий», «общество», «общение». Общение – процесс деления опытом до того, пока он не станет общим достоянием. «Всякое общение ( вся подлинная социальная жизнь) образовательна. Быть реципиентом общения значит получать возрастающий и преобразованный опыт».
М. Бубер, П. Фрейре, Н. Бурбулис, Г. Биста: образование – процесс коммуникации, общения, а не передачи и не «посвящения» (initiation), или введения ребенка в данное сообщество, путем доведения его до пребывания в общем континууме на общих позициях, но процесс «делания чего-либо сообща», то есть со-творчества, буквально – со-творения мира
Рорти:вместо education – edification (назидание, наставление, поучение), «формирование себя посредством диалога», это герменевтический дискурс, устанавливающий связи между нашей собственной культурой или дисциплиной и другими.
Г.П. Щедровицкий: образование в социальном плане – воспроизведение социальным менталитетом себя на новом витке развития или «воспроизводство и трансляция КУЛЬТУРЫ». В плане процесса «вид практической деятельности… деятельность по изготовлению человека», состоящая «в том, чтобы обеспечить формирование у индивидов деятельностей в соответствии с образцами, представленными в сфере культуры в виде «живой», реально осуществляемой деятельности или же в виде знаковых средств и продуктов деятельности»
В отечественной философии образования (В.М. Межуев, А.П. Огурцов, В.Д. Шадриков, др.): «просвещать» – это «с помощью образования вырабатывать у людей культурное само-сознание, всегда облеченное в конкретную националь-ную форму»
(в социологии) Образование - стратегически важная культурная модель. Являясь сферой социокультурной практики, образование понимается как средство общества, с помощью которого оно определяет свое будущее и управляет самим собой
Закон РФ "Об образовании": образование – «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) уста-новленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)»
Школа консерватизма в США: образование – это путь «сохранять и распространять совокупность известных истин, сохранять связь и суть человеческого существования, которая называется культурой»
|
|
Сенека: «учиться для ЖИЗНИ»
Руссо: «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его»
П.Ф. Каптерев: образование как само-развитие организма
Дж.Дьюи: «Сама природа жизни состоит в стремлении продолжаться в бытии». «Общество существует посредством передачи, …общения =обобщения привычек делания, мышления, чувствования - от старшего поколения к младшему». «Образование это реконструкция или реорганизация опыта (которая добавляет что-то к смыслу опыта и которая усиливает способность направлять курс последующего опыта). В императивном плане он трактовал образование как развитие (развитие – главный признак жизни)
___________________
Сократ: образование - «акушерство» по самостоятельному порождению учеником ЗНАНИЯ в процессе живого диалога
Я.Коменский: образовывать – значит «раскрывать способность ПОНИМАТЬ вещи»
(ваналитич философии) Образование как развитие способности разумно мыслить
Р.Питерс: образование – это передача совокупности знаний человечества, представляющих ценности (пяти видов) и овладение человеком «неким целостным объемом знаний или, иначе, понятийной схемой, а не просто изолированными умениями и навыками» и «преобразование человека этими представлениями; … приобретение человеком собственной познавательной позиции … в более широком контексте мировосприятия»
Макс фон Лауэ: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается»
____________________
Аристотель: образование (пайдеа) как путь достижения определенного блага,соответствующего типу человека, и наивысшей цели – наивысшего блага
(в древнеримской философии) Человек образованный = человек НРАВСТВЕННЫЙ
Дж. Локк: образование – это не обучение, не науки (которые могут усилить глупость или дурные качества), но добродетель, т.е. способность и готовность делать людям добро
И. Кант: воспитание – использование нравственного усилия, активности ребенка, в которых формируется воля, с целью содействовать осуществлению человеком в себе морального закона
________________________
(Ж. Маритен)образование – это возможность завоевания внутренней духовной СВОБОДЫ отдельным человеком
П. Фрейре: учить – значит показать ученику его жизненную ситуацию, потом в диалоге привестик пересмотру того, что было бес-сознательно принято как должное
Дьюи : образование - «высвобождение» freeing способностей учащихся.
|