«Образование человека»
Ассоциация развития образования |
|||
|
|||
Что есть для вас критерий бытийной подлинности и неподлинности в педагогической деятельности? (тезисы секции)Модератор - Алексей Вязьмин 1. Как определить подлинность в образовании? 2. Какой вклад личности учителя в подлинность образования? 3. Является ли ориентированность на результат гарантией подлинности образования? 4. Может ли образование быть не подлинным? 5. Является ли творческий подход критерием подлинности образования? Ответы: 1. Взаимодействие учителя и ученика является критерием подлинности образования. 2. Абсолютная зависимость между подлинностью образования и личностью учителя. 3. Результат образования ограничен социальным заказом, поэтому он не является гарантией его подлинности. 4. Обезличенное образование не является подлинным. ________________________ Модератор - Василий Сенкевич 1. Что есть бытийная подлинность? Быть или казаться? 2. Учитель – функционер или актер? 3. Что первично: воспитание или образование? 4. Ответственность учительской деятельности? 5. Энциклопедичность личности учителя. 1. Величайшая трудность для учителя быть, потому что общество требует от учителя успехов и показателей. 2. Учитель фигура номинативная, а не функциональная. Учитель должен играть роль в деле просвещения, а не выполнять различные функции. 3. Образование – «вначале», воспитание – «прежде всего». Первично в педагогической деятельности – воспитание, т.е. аспект культуры. 4. Учительская деятельность – зона повышенной ответственности, т.к. ее объект – грядущее на смену поколение 5. Учитель может знать или не знать, однако ему необходимо быть в курсе происходящего. Учитель – носитель информации, т.е. энциклопедическая личность. Примечание Образование и просвещение Совершилась негласная, но пагубная для учительского дела подмена просвещения его альтернативой – образованием. Просвещение есть дело. Говорится о «великом деле просвещения»; «культурное просвещение – дело молодежи». Сочетание «дело образования» непривычно. Образование – другое дело, т.е. альтернатива делу. Подмена просвещения образованием – субстанции формой – видна на примере высшей школы. Так, современная педагогика определяет студента как «учащегося высшего учебного заведения». Однако дело ли студента учиться? Студент – от лат. studens; studiować, по-русски – штудировать (от лат. studere). Ср.: студент штудирует курс химии, но: Студент изучает химию. Ср.: пол. uczyć się и studiować. Знания отчуждают. Дающий знания отчужден от того, кому он дает знания. Ср.: Знаю я тебя…, но: Как я тебя понимаю! Аудитория (класс) – та же студия. Однако она почему-то превращается в общее место рефлексии: где слышат, однако не слушают; видят, однако не смотрят. Ученики-студенты не вдыхают аромат свободы – их удовлетворяет воля. Они рефлексивно схватывают на лету знания; однако с трудом улавливают удивительные моменты истины. Учитель – не чиновник. По идее у учителя не должно быть служебных обязанностей. Учитель – должность, а не чин. Обязанности у чиновника. У учителя есть учительский долг. Учитель великомученик, а не страстотерпец. По сути роль школы (начальной и высшей) должна быть не образовательная, а просветительная. Великие просветители посвящали себя делу народного просвещения. Величие и могущество связано с просвещением. Дающее знание образование – большая сила, лишенная внутреннего могущества и величия. вернуться назад |
|
|
© 2010-2024 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах. За всякую финансовую поддержку будем признательны! |