«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Что есть для вас критерий бытийной подлинности и неподлинности в педагогической деятельности? (тезисы секции)

    
 Модератор -  Алексей Вязьмин

1. Как определить подлинность в образовании?
2. Какой вклад личности учителя в подлинность образования?
3. Является ли ориентированность на результат гарантией подлинности образования?
4. Может ли образование быть не подлинным?
5. Является ли творческий подход критерием подлинности образования?
Ответы:
1. Взаимодействие учителя и ученика является критерием подлинности образования.
2. Абсолютная зависимость между подлинностью образования и личностью учителя.
3. Результат образования ограничен социальным заказом, поэтому он не является гарантией его подлинности.
4. Обезличенное образование не является подлинным.
________________________

Модератор - Василий Сенкевич

1. Что есть бытийная подлинность? Быть или казаться?
2. Учитель – функционер или актер?
3. Что первично: воспитание или образование?
4. Ответственность учительской деятельности?
5. Энциклопедичность личности учителя.

1. Величайшая трудность для учителя быть, потому что общество требует от учителя успехов и показателей.
2. Учитель фигура номинативная, а не функциональная. Учитель должен играть роль в деле просвещения, а не выполнять различные функции.
3. Образование – «вначале», воспитание – «прежде всего». Первично в педагогической деятельности – воспитание, т.е. аспект культуры.
4. Учительская деятельность – зона повышенной ответственности, т.к. ее объект – грядущее на смену поколение
5. Учитель может знать или не знать, однако ему необходимо быть в курсе происходящего. Учитель – носитель информации, т.е. энциклопедическая личность.

Примечание

Образование и просвещение

Совершилась негласная, но пагубная для учительского дела подмена просвещения его альтернативой – образованием. Просвещение есть дело. Говорится о «великом деле просвещения»; «культурное просвещение – дело молодежи». Сочетание «дело образования» непривычно. Образование – другое дело, т.е. альтернатива делу.
Подмена просвещения образованием – субстанции формой – видна на примере высшей школы. Так, современная педагогика определяет студента как «учащегося высшего учебного заведения». Однако дело ли студента учиться? Студент – от лат. studens; studiować, по-русски – штудировать (от лат. studere). Ср.: студент штудирует курс химии, но: Студент изучает химию. Ср.: пол. uczyć się и studiować. Знания отчуждают. Дающий знания отчужден от того, кому он дает знания. Ср.: Знаю я тебя…, но: Как я тебя понимаю!
Аудитория (класс) – та же студия. Однако она почему-то превращается в общее место рефлексии: где слышат, однако не слушают; видят, однако не смотрят. Ученики-студенты не вдыхают аромат свободы – их удовлетворяет воля. Они рефлексивно схватывают на лету знания; однако с трудом улавливают удивительные моменты истины.
Учитель – не чиновник. По идее у учителя не должно быть служебных обязанностей. Учитель – должность, а не чин. Обязанности у чиновника. У учителя есть учительский долг. Учитель великомученик, а не страстотерпец.
По сути роль школы (начальной и высшей) должна быть не образовательная, а просветительная. Великие просветители посвящали себя делу народного просвещения. Величие и могущество связано с просвещением. Дающее знание образование – большая сила, лишенная внутреннего могущества и величия.











 

вернуться назад
    

     © 2010-2024 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!