«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Что такое справедливость в образовании? (Тезисы работы секции)

Модератор - Василий Сенкевич

 1. Каковы критерии оценивания знаний, умений, навыков?
2. Аспекты сотрудничества школы и семьи?
3. Общность взглядов или единомыслие?
4. Правильность и справедливость – одно и то же?
5. Уважительная причина – что это?

1. Подходы к гуманитарным и техническим дисциплинам должны быть разными? Критерий точности не приемлем в преподавании гуманитарных предметов, например, литературы. В связи с этим следует различать «балл» и «оценку». Оценка – устоявшееся субъективное мнение, балл же ориентирован на объективность.
2. Родители и учителя не конкуренты, а единомышленники. Их объединяет единый интерес – рост и развитие ребенка.
3. Учителя – сами должны генерировать идею развития школы; пути к осуществлению этой идеи бывают разные, однако подобная разнородность должна способствовать одному – развитию креативности детей.
4. К ситуациям, где актуализируется справедливость, не всегда подходит представление о правильности. Правильность имеет нормативную природу, справедливость же рассматривается в разрезе принятых стандартов.
5. Уважительная причина относится к миру причинения; реальность, где нечто происходит с той или иной долей вероятности, свидетельствуется документально.

Примечание:
Правда и справедливость

Как перевести на русский язык пол. usprawiedliwi(a)ć (się), usprawiedliwienie? В русско-польском словаре дается перевод: оправдывать (ся); оправдание. Однако правда и справедливость не одно то же. Например:
– Panie Profesorze, chcę usprawiedliwić nieobecność na zajęciach. Jest zwolnienie lekarskie.
Студентка не оправдывается и не объясняет причину своего отсутствия. Оправдывается и объясняется тот, кто виноват. Справедливость принадлежит миру бытия. Справедливость есть или нет. Причины не бывает в реальности, где ничего не причиняется (производится), но происходит и осуществляется.
Справедливость не концепт, а категория. Категорию нельзя знать – ее необходимо понимать. Здесь неуместен вопрос «Что такое?». Применительно к категориям этот вопрос звучит риторически: А что есть истина? Что такое любовь? Что такое вера? Добро, истина, справедливость и т.п. ни «что» (Ничто), а «как». Предметной «чтойности» и образной явленности в мире бытия нет. В отличие от правды, например, истина не творится, а открывается миру.
Справедливость – выше развитая совесть. Инстинкт совести существует «по природе», институт справедливость – «по установлению».

____________________

Модератор - Борис Покровский

1. Понимание справедливости – общность человека с человечеством; нет различия ученик и учитель в справедливости; ощущение комфорта в сопричастности.

1. Есть ли (должна ли быть) справедливость в образовании?
2. Возможно ли справедливое оценивание?
3. Насколько справедливость зависит от зрелости личности?
4. Возможно ли справедливое отношение к каждому?
5. Возможно ли справедливое оценивание каждого?
6. Нуждается ли сам учитель в справедливом отношении?

Ответы:
1. Мы надеемся, что справедливость существует как вера!
2. При наличии доверия: учитель – ученик – родитель – да.
3. При наличии личностной зрелости.
4. Возможно, хотя бы в виде идеала.
5. Как минимум не меньше чем ученик.

_________________

Модератор -  Валерий Волин

1. Что такое справедливость в образовании?
2. Является ли отметочная 5-тибальная система справедливой?
3. Справедливо ли рассматривать, как показатель качества образования участие учителя в конкурсах, написании статей, творческих работ?
4. Совпадает ли представление участников образовательного процесса о справедливости?
5. Справедлива ли единая система аттестации для всех учащихся?
6. Справедливы ли разные стартовые возможности для учащихся?
7. Справедливы ли цели образования современной российской школы?

Ответы:
1. Справедливость в образовании определяется повышением связи с жизнью.

 

вернуться назад
    

     © 2010-2024 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!