«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Май 2014

 

30 мая, 2014

 

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО»

Программа

 


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО: Что это?  
Как оно существует? Какое имеет значение?
 
 
·       Автономия учителя
·       «Конформное большинство». «Солидарность». «Сообщество»
·       Ответственность учителя / учительского сообщества
·       Формальное  и реальное в школе, образовании – и место  учителя в этом
 
 
Темы обсуждения  (по группам)
 
•        I. Большое общество - и сообщество учителей
•        II. Голос учителей
•        III. Есть ли место мечте  в образовании (для ученика? Для учителя?)
•        IV. Кто  такой УЧИТЕЛЬ в ряду обучающих технологий? Что  такое ШКОЛА в информацинном мире будущего?
•        V. В чем мы можем объединяться - и как?  (Что полностью зависит от нас?)
•        VI.  Положение учителя (среди  каких сторон? в каких отношениях?)  -
•        реальное и идеальное.
•        VII. Диалог учителей   с  родителями. Диалог учителей   с   учениками
•        VIII. Если в школе, образовании есть дефицит доверия и открытости, то каковы  причины?
 •        IX. Изменения в образовании – и УЧИТЕЛЬ. Наши идеалы   и что/ кто им противостоит?
 
В обсуждении в группах были поставлены вопросы и проблемы:
 
·       Есть роль выполнение социального заказа, и есть роль – миссия учителя (личностная). Какая из этих ролей важнее?
·       Голос учителя не слышат – почему?
·       До каких пор чиновники будут  доминировать над учителями в образовании?
·       Из-за бумажной рутины некогда работать с детьми
·       Служить бы рад, прислуживаться тошно!
·       В обществе – школа как сфера обслуживания? (предоставляющая образовательную услугу»)
 
 

По результатам мониторинга – данные ответы
 
Авто-номия (гр.: «само-законность»)  учителя. Что это такое для вас, в вашем понимании?
 
Возможность принимать самостоятельное решение
Возможность находиться не в оправдательном состоянии
Принятие решений и ответственности на себя по вопросам: планирования образовательного процесса; выбора методов и источников образования; выбора и согласования способов оценки результатов; выбора форм организации взаимодействия с учащимися; доступ к информации и к информированию/ согласованию с коллегами.
Право на доверие со стороны «внешних сил» (администрация, родители и т.д.) в тех вопросах, которые в моей компетенции (Челпанова)
Стремление к творчеству (Бойцов)
Право на выбор (Власенко В.В.)
Право на доверие в деятельности (Вознесенская М.Е.)
Свобода выбора УМК (Козлова О.И.)
Не навредить и не поломать свои принципы. (Белицкая О.В.)
Самостотельность и самообразование учителя. Принципиальная позиция в коллективе коллег. Действия не в ущерб своим принципам и установкам  (Кутузова Ю.А.)
Возможность само-реализоваться. (Кононова Н.С.)
Учитель уверенно чувствует себя в обществе (Николаева А.В.)

Значимые, актуальные вопросы относительно автономии учителя

Развитие учителя как личности (Кононова Н.С.)
Каковы должны быть базовые условия автономии учителя?
Каковы средства поддержки и развития автономной позиции учителя?
Где может и должен размещаться «центр» поддержки автономии учителя: в классе, в школе, в сообществе, где-то еще?
Кто должен оценивать качество работы учителя? Кто должен составлять критерии оценки? Выбирать формы оценивания? (И.М. Васильев)
Отутствие само-свободы учителя (сам всего боится!) несчастливый не может научить других быть и жить счастливым (Вознесенская М.Е.)

Каковы ассоциации применительно к школе, учительству относительно понятий: «Конформное большинство». «Солидарность». «Сообщество» (для сравн. «круг общения», «рабочий коллектив»)?

Единые права, взаимоуважение, (Рыбакова Е. В.)
В нашем ОУ четко прослеживается понятие «Сообщество» применительно к МО. Как-то сложилась традиция в МО не только вести общую деятельность, строить единые планы, обсуждать совместно проблемы, но и поддерживать, Если можно так сказать, свою микро-корпоративную культуру, проявлять солидарность в вопросах относительно образования, воспитания, оценки эффективности труда коллег и др. Паськова Т.В.
На настоящий момент, мне кажется, понятие «солидарность» ушло, так как чаще каждый учитель думает о себе: «давит» оценивание учителя и зависимость от этого зарплаты и пр.
Учитель не должен быть обслуживающим персоналом. Учитель должен работать с удовольствием. К его мнению должны прислушиваться. (Хрусталева Л.И.)
На мой взгляд, есть два типа: Учителя и люди, работающие в школе. В обоих случаях речь идет о «педагогах». Но в первом случае можно говорить о сообществе. А во втором случае – о «рабочем коллективе». (И.М. Васильев)
В большинстве случаев учитель вынужден принимать позицию коллектива—
При избегании конфликтов, если возможно, - это «конформизм разумный», который требуется для создания комфортной атмосферы и в локальном сообществе (школе), и в учительской среде, в целом, - это значимая поддержка и понимание коллег. Однако конформизм допустим, только если речь идет о сохранении мира – в пределах, пока не затрагиваются ключевые, знаковые вопросы, и в тех вопросах уже нельзя жертвовать и соглашаться. (Челпанова)
Сегодня - конформное большинство». Но в идеале - «сообщество (Власенко В.В.)

Значимые, актуальные вопросы относительно учительского сообщества

Иногда общее мнение зависит от руководителя. Но большинство может противостоять . Гендерная проблема, мешающая возникновению сообщества - много пожилых женщин (Вознесенская М.Е.)
Авторитет учителя среди учащихся, учителей, родителей – из чего он складывается? (Николаева А.В.)
 

 

    

     © 2010-2018 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!