«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Философия образования 7: Образование взрослых - мониторинг

 
 
Представляется ли Вам возможным включение в образование взрослых как обучения, так и воспитания (или воспитательных элементов в обучении)? Если да, то
а) каким образом (в особенности, в профессиональном образовании)?
 
Вершловский:
 
Образование вне воспитания теряет свой смысл, ибо понятие «образ» ориентирует на формирование личности. Речь должна идти не о воспитании как самостоятельной части, а о усилении развивающего эффекта учебного процесса (формального, неформального, информального).
 
Парибок:
 
Да, включать имеет смысл.
 
Кожевникова
Да. Через модели деятельности, которые обретают уже личностную природу. (И в плане осваиваемых моделей профессиональной деятельности, и в плане используемых моделей учебной деятельности – в рефлексии над ними, их коррекции, т.д.)
 
Неупокоева:
 
Я не верю в возможность воспитания (пере-воспитания) взрослых. Возможна психотерапия, создание условий для личностного роста, поведенческие тренинги.
 
Костецкий:
Воспитание – средствами политизированного искусства: театра, музыки , ТВ.
 
Гершаник:
 
Да. Как само образование и само обучение, это необходимое условие продуктивности к социальной активности.
 
б) что в воспитательном плане для образования взрослых Вы считаете самым важным?
 
 
Вершловский:
 
Формирование критического отношения взрослого к уровню своих знаний и умений
Формирование критической самооценки и   системности в продолжении образования
 
Парибок:
 
А) взаимное образование. Б) рефлексивность (в смысле Г.П. Щедровицкого) 
 
Кожевникова
 
Гражданственные аспекты.
Личностный рост.
Модели деятельности, ведущие к самоорганизации.
 
Костецкий:
Досуг.
 
Неупокоева:
 
Вернуть доверие к себе.
Расширить горизонты (внутренние и внешние).
Повернуть к продуктивности.
 
Гершаник:
 
Открытость к изменениям.
 
в) как должен быть решен вопрос о моральном праве преподающих   воспитывать обучающихся?
 
Вершловский:
 
Никто не должен рассматривать себя в качестве воспитывающих. В этом контексте ни у кого нет такого морального права. Что важно для преподавателя? Не считать себя более … чем слушатели
 
Парибок:
 
Взрослые дают своим воспитателям добровольную лицензию, оговоренную условиями и границами.
 
Кожевникова
Преподающие должны определить свои моральные важнейшие принципы применительно к области, охватывающей образование, и, поскольку они следуют им, постольку смогут в процессе учебного общения предъявлять моральные образцы и делиться позициями и  принципами, представляющими моральное или личностное значение, или смогут предлагать соответствующие этим позициям и принципам нормы и критерии оценки человеческой деятельности и поведения.
 
Гершаник:
 
Как динамический процесс. Нет объекта и субъекта воспитания. Есть два субъекта – воспитание другого есть само-воспитание (и наоборот).
 
Костецкий:
Воспитывать должны не люди – воспитывать должна система, политическая система, система гражданского общества. Возможно, и то, что Толстой называл «дух школы».
 
Неупокоева:
 
Только личное доверие и уважение со стороны обучающихся, свобода выбора и принятия решений. Со стороны «воспитателя» - открытость и интерес к Другому.
 
 
 

 

вернуться назад
    

     © 2010-2024 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!