«Образование человека»
Ассоциация развития образования |
|||
|
|||
Философия образования1: Проблемы образования - доклад КожевниковойДоклад на Семинаре (тезисы) М. Кожевникова Проблемы образования (вневременные и современные)
«Просвещенный - тот, кто понимает смысл своей жизни»
(Л.Н. Толстой) Образование
Чтобы прояснить проблемы образования, я попробую сначала обозначить в схемах то, что составляет сложный феномен образования (образования в целом, образования детей, образования взрослых), и 1. схематизировать человеческое существование, охватываемое образованием, 2. схематизировать процесс образования.
1. (Сферы человеческого существования, охватываемые образованием)
· Человек в своем существовании обращен к миру:
o и это мир человечества (= обращен к Другим),
o остальной мир (= обращен к миру),
· и человек обращен к самому себе.
Также схематично можно выделить два модуса существования:
- статичный (человек пребывает обращенным и созерцает)
- динамичный (человек движется, действует).
В становлении человека, происходящем в образовании, осваиваются все три сферы, в двух модусах.
Первый модус воплощается в освоении картины.
· Это картина мира:
o естественно-научная
o гуманитарная
· картина Я (само-рефлексии, самосознания)
Второй модус воплощается в освоении деятельности:
· с миром - это предметная деятельность (навыки) и организация деятельности;
· с Другими – это взаимодействие общения, эмоциональное взаимодействие (социализация, психологизм);
· с собой – это само-организация.
2. (процесс образования)
В образовании в целом
процесс образования происходит в рамках двух сторон – деятелей образования: учителя - ученика. За учителем на его стороне всегда стоит социум и культура. За учеником в основном (как это обсуждается) – природа человека.
Учитель – посол социума и культуры, аккумулировавшей опыт социума. В этом плане и он сам – послание прошлого, которое должно быть предъявлено в настоящем. (представитель прошлого и настоящего)
Его роль (со стороны прошлого) такова.
· Предъявлять в ориентированной на ученика доступной форме картину мира, принятую культурой, социумом – зафиксированную реальность (и направлять к познанию картины Я в само-рефлексии). Первое из этих двух зависит полностью от учителя (обычно трактуется как главная задача учителя и осуществляется). В чем это выражается? Со стороны самого учителя – в предъявляемых выработанных моделях, дискурсе, языке. Второе меньше зависит от учителя (обычно упускается и не осуществляется).
· Предъявлять образцы деятельности, включая деятельность общения и поведения (и направлять к само-организации). В чем это выражается? В предъявляемых моделях, алгоритмах.
Роль учителя (со стороны настоящего):
· создавать (организовывать) конкретную, исходящую из ученика и включающую ученика (учениками)
образовательную ситуацию, в которой o возможна обучающая деятельность совместно с учеником (учениками);
o в коммуникации учителя-ученика, в момент настоящего возможны также непосредственные акты учителя: действия (взаимодействия), переживания (сопереживания), познания, производящие образовательное воздействие (но, поскольку это а) требует реализаций в личности учителя и б) зависит не полностью от учителя, то реализуется более сложно);
o осуществляется обратная связь (оценка и коррекция) для ученика в его процессе освоения картины и деятельности.
Ученик – представитель настоящего и будущего. Ученик сам включен в реальность и деятельность (он часть подвижной реальности) и имеет перед собой реальность и деятельность непосредственно, не освоенные дискурсом.
Его роль – осваивать картины и деятельности, совмещая предъявляемые учителем (культурой, социумом) модели, дискурс, алгоритмы, язык описания с непосредственно данной реальностью.
(Второй план) Кроме того, что учитель и ученик являются деятелями образования и выполняют свои соответствующие роли, они - «живые люди», и этот второй план в ситуации образования соприсутствует.
(При теории и практике коммуникативной педагогики – не смешиваются ли эти планы?
В образовании детей
Фигура УЧИТЕЛЯ велика и условно единственна (в младшей школе буквально, и обычно как ситуация класса: учителя и учеников). УЧИТЕЛЬ определяет образование. Сторона УЧИТЕЛЯ (материал образования, методология) – заданная, определенная.
ученик мал, множественен. Реальность ученика берется как не-определенная.
В образовании взрослых
Фигура УЧЕНИКА велика и единственна. УЧЕНИК, в идеале, сам определяет образование (даже может выбирать сам материал образования, методологию). Реальность УЧЕНИКА берется как определенная.
Фигура учителя сравнительно мала, условно множествененна (обычна ситуация выбора УЧЕНИКОМ многих учителей). Реальность учителя не задана как определенная.
Проблемы
При разговоре о проблемах образования теперь можно будет заметить, как эти проблемы существуют в рамках обозначенных схем.
I. Вневременные проблемы образования
«Есть какой-то удивительный парадокс в том, что общество всегда недовольно своей системой образования, всегда подвергает ее резкой критике, но по большому счету все остается по-прежнему…» (Э.Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова)
Вневременные проблемы образования - это те, которые вызваны собственно диалектическими противоречиями в образовании, антиномиями, существующими всегда. Эти проблемы получают в разные времена и в разных культурах то или иное осмысление, акцентирование, конкретное формулирование (в виде актуальных проблем своего времени) и, в итоге, то или иное решение. Именно в этом процессе состоится развитие образования.
При обсуждении у разных авторов эти проблемы вызывали разные повороты темы, так что их общий список оказался велик и разнороден[1]. Однако после того, как несколько важнейших антиномий образования были выявлены Л.Н. Толстым и практически все - Дж. Дьюи, делается возможным, согласно самой идее антиномий, многие вневременные проблемы уложить в рамки основных выявленных противоречий как определенные аспекты (здесь представлен авторский список основных противоречий, с укрупнением рамок некоторых антиномий и включением «учителя-ученика» и «проблемы человека»).
(противоречие двух модусов – статичного и динамичного, выраженных в «картине мира» и деятельности)
Теоретическое – практическое
(Дьюи) знание и делание, теория и практика. knowing and doing, theory and practice.
(совр. Авторы – Шадриков и др): «образование академическое или образование практическое».
(Аристотель) Критерий истины - правильное действие
(Аристотель) феномен акразии (несдержанности, забвения своего же собственного знания в действии)
(Дьюи) Интеллект и характер - intelligence and character.
(Дьюи) Интеллект и эмоции - intellect and the emotions
(Ж.-Ж. Руссо) слова и личный опыт - недоверие к словам. Сила личного примера, сравнительно с наставлениями.
(Дж. Дьюи) язык и реальность
(Дьюи) Знание и познавание («knowledge as something external, or, as it is often called, objective, and knowing as something purely internal, subjective, psychical) внешнее и внутреннее, психическое
(экзистенциалисты – Ван Клив Моррис, М. Бубер) страдания, конфликты, смерть, личная вина, личный выбор как предмет образования
(Дж. Дьюи) противоречие нравственного образования и получения знания. (Толстой) «Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно»
(совр) проблема самой возможности обучения нравственности
(Г. Спенсер) Каким знанием дорожить более всего? Как жить. (…) руководить своими поступками, во всех сферах деятельности и при всевозможных обстоятельствах, … обращаться со своим телом, … развивать свой ум
(Гусинский и Турчанинова) Проблема вочеловечения отчужденного знания (по отношению к этой проблеме и различаются методология личностно-отчужденного и личностно-центрированного образования).
утилитарное - неутилитарное
(Л.Н. Толстой) «не все есть польза, а есть красота…»
(Розин) «Утилитарные» цели образования - подготовка к конкретной жизни и занятиям или «идеатипические» цели образования - становление человека вообще, с точки зрения идеалов
Руссо: «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его
Дистервег: «педагогика требует сначала образования человека, затем гражданина и члена нации»
(США, на основе идей Дьюи) «Образование для приспособления к жизни» - выработать разумное отношение к основным проблемам повседневной жизни и навыки их решения
(выражает несколько противоречий: модели и непосредственной реальности; трех времен в деятельности учителя и в образовательной ситуации, из которых прошлое подвластно учителю, настоящее гипотетично подвластно, будущее неподвластно)
Формальное - неформальное (организованное, определенное – спонтанное, неопределенное) – Дьюи
(И. Кант, нем. традиция) "как сочетать подчинение требуемой дисциплине со способностью использовать собственную свободу?"
(Аристотель)выбор как источник действия
(Л.Н. Толстой) «порядок» – «беспорядок» (или свободный порядок»)
дисциплина («насилие») и свобода («самоестественный» ход вещей). жизненное образование и школьное образование. «лучшая система в деле воспитания ? не иметь никакой системы»
(Дьюи) Freedom and necessity Свобода и необходимость. - freedom and discipline. Свобода и дисциплина
(Жиро и Макларен): «текст образования во всех его различных формах выстроен и понимается в рамках бинарной оппозиции подавления/освобождения»
Дьюи: сложная проблема ф о - найти должное равновесие между неформал и формал, случайн и преднамер составляющими образования
(Дьюи) duty and interest Обязанность и интерес -
(выражает описанное противоречие двух разных сторон деятелей в процессе образования, образующих одну образовательную ситуацию)
Учитель - ученик
Несимметричность или симметричность позиций. Активные и пассивные роли.
Учитель как должный пример (ученик – подражающий). (Толстой) Кому у кого учиться?
Авторитетные и властные фигуры образования.
Требования к учителю, требования к ученику. (Карл Роджерс) не требования к педагогам, а аутентичность и естественность поведения и теплое человечное отношение.
Учитель как носитель знания или транслятор? (Бихевиористы) Учитель может быть замещен составителем программ.
Обратная связь, процедуры проверки.
Деятели образования в их ролях и как «живые люди».
(выражает сущностное противоречие феномена образования, подвигающее социализацию человека и вместе с тем развитие социума)
Индивид – социум. Я - Другие
(Шадриков) Образование для личности или образование для общества? Возможность формирования «нужной» личности.
(Дьюи) Социальное и нравственное - the social and the moral. (нормы, запреты и т.д.) (Маслоу) личная самоактуализация человека в образовании.
(Экзистенц – Ж. Маритен) «Главная ценность образования возможность завоевывания внутренней духовной свободы отдельным человеком» (Идеалисты - Герман Хорн, Дж. Д. Батлер) раскрытие уникального природного потенциала индивида.
Проблема развития самостоятельности мышления и мнений у детей (М. Липман).
(Фрейд) «Я» «Оно» (бессознательное), «Сверх-Я» (принятое в обществе). (Гарри Саливен): Я и «значимые другие».
(J.N. Hutchinson). Нравственная задача признания: отыскание Я в совр. мире
(выражает противоречие зафиксированной в модели реальности - непосредственной реальности; прошлого в его единственной версии и будущего как множества возможных версий; отражает ситуацию единственности учителя и множественности учеников в образовании детей)
Разнообразие – единство
(Дьюи) sameness and radical diversity Одинаковость и инаковость.
(Аристотель) Образование для различных типов личностей. (совр) Единообразие или многообразие программ.
(Гусинск. и Турчан) Создание социально-политического единообразия в обществе всегда было практическим делом системы образования, а иногда и осознанной целью.
(Гегель) Ребенок в семье - «единичность», в школе оценивается в соответствии с общим идеалом.
(Шадриков) Образование для всех или для способных подняться до высоких стандартов
проблема "нормального ученика", нормативности школьных классов, уроков
(консерватизм) Репродуктивное образование (передача культ традиций прошлого). Образование, направленное на развитие творческой личности
Объективное и субъективное. (Гегель) В образовании восхождения от субъективного восприятия к «восприятию объективного в его свободе».
(отражает «стоящую за учеником природу человека», в ее собственной противоречивости и в противоречии с его ролью ученика)
Проблема человека
(Н. Бердяев) Проблема человека - основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только о познании самого себя.
(Адольф Дистервег) Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития.
(Мамардашвили) Считается, что про человека другой должен знать ,что хорошо этому человеку, что плохо… эта идея одна из самых глупых и трагических в XX веке
(Маслоу, Роджерс, Олпорт) из-за загадочности природы человека нельзя программировать воздействия на конкретную личность.
Проблема: как давать ученику больше раскрываться.
Тело - ум
(Дьюи) Ум как цель и дух действия end and spirit, тело как его орган и средство organ and means.
(Дьюи) проблема дисциплины - подавление телесной активности учеников. Тело впадает в неуправляемое состояние
Разумное - бессознательное
(Толстой) уже осознанное (ограниченное понятым) и содержащееся в природе человеческого духа, жизнь
( Гусинск,Турчан) С сознанием в психике связано то, что упорядочено внутри себя и стремится упорядочить все вокруг – логика, разум (сознание обрабатывает информацию последовательно, линейно, избегая противоречий, стремясь к однозначности и общезначимости). Бессознательное способно обрабатывать одновременно разные потоки информации, допускать их противоречивость, выдвигать в результате более или менее вероятную идею в образной форме (пример бессознательного – опознавание образа). Бессознательные защитные механизмы психики(рационализация, сублимация, вытеснение, перенос) обладают большей силой, чем сознание. Бессознательное - защитные механизмы психики. Проблема рационализации.
Дьюи – мышление происходит там, где есть неполнота, подвижность, неопределенность.
Научение критич мышлению. Обучение эвристике.
(Симонов П.В., Ершов П.М.) обучение представляет собой формирование сознания, а воспитание обращено главным образом к подсознанию
(Дьюи) формирования привычек как основы личностного характера
(Карл Прибрам) поведение и его осознание часто противоположны друг другу: чем эффективнее выполняются действия, тем меньше мы их осознаем. (Чарльз Шеррингтон) между рефлекторным действием и сознанием существует, по-видимому, настоящая противоположность.
(это противоречие самой образовательной ситуации как перекрестка между учителем и учеником и как единства предъявляемой учителем со стороны прошлого зафиксированной реальности - картины мира, принятой культурой, социумом, и подвижной реальности со стороны ученика).
Форма (метод) - содержание (предмет) образования
(Дьюи) Соответствие метода предмету. Метод как искусство (общий и индивидуальный).
(Дьюи) Проблема процесса – результата. Конечная цель как та, что должна быть внутренне присущей самому действию.
(Щедровицкий) Давно зафиксировано, что ученики научаются не тому, чему их учат. Проблема закономерного соотношения между тем, что дается «на вход», и тем, что получают «на выходе».
Преднамеренное – непреднамеренное (побочное) обучение.
Мои заметки
По-моему мнению, основные самые трудные проблемы всех времен:
Знание и делание / Лень, интерес / Воля, само-организация, способность собирать себя и держать
(Фихте: "Собственным корнем" человека, его сутью является воля, и образование есть искусство образования свободно формируемой доброй воли. Образование … должно вовремя ставить перед ним те задачи, разрешения которых требует его собственное развитие и целеполагание… "воспитанник движим своим собственным фундаментальным стремлением к деятельности и постоянно знает плоды познания как плоды собственной самодеятельности. Таким образом, он остается всегда в себе и у себя, не разделяясь в себе….")
(Богданович И.Ф.: отсутствие саморегулирования в организации жизни приводят человека к "злонравию, слабости здоровья, унынию").
Если задаться вопросом: «Почему именно эти проблемы наиболее трудны?»,
то мой ответ: потому что для их решения требуется задействовать самую трудную в образовании сферу – относящуюся к Я: само-рефлексию и само-организацию (а это, как отмечалось вначале, обычно упускается и не осуществляется).
По существу, эта проблема связана с проблемой мотивации: трудно (но и важно) обучать учеников зарождению определенной мотивации, коррекции своей мотивации, развитию мотивации. Мотивация – это «вершина» пирамиды, если представить человека как иерархию сфер (познания, эмоций, т.п.) Значит, по существу, важнее всего в образовании – развитие мотивации.
Вообще, в истории человеческой культуры этим занималась больше религия.
Также к группе самых трудных проблем я отношу «индивидуальное и социальное» в образовании.
Эта проблема трудна, потому что образование – это принципиально социальный и социализирующий феномен и, тем не менее оно должно сопротивляться тому, чтобы иметь характер, полностью обусловленный социумом. Что трудно.
Думается, в хорошем случае не должно быть совершенно жесткой связки образования с социумом: образование должно представлять из себя критическую инстанцию относительно социума (воспитывать для этого в себе «критическое мышление»). Чтобы быть реально полезным для общества,образование должно быть чем- то вроде Касталии (Гессэ) по своей элитарной самозначимости.
II. Современные проблемы образования
Современные проблемы – это конкретно сформулированные актуальные проблемы нашего времени. Их также можно рассматривать в рамках общехарактерных для образования проблем, однако то, что в них акцентируется, - это особенности, вызванные присущими именно данному времени (и данному обществу) условиями. Ниже обозначены и сами образовательные проблемы, и их условия (своим названием дающие намек на комплекс связанных с ними образовательных проблем).
Проблемы, дозревшие в парадигме эпохи модерна
(Сорокин П.А.) Кризис просвещенческой педагогической модели (сложившаяся в последние три столетия система образования)
(в России[2] - )
Образование как формирование «человека знающего» (+ культурного, + идеологически социализированного). Ориентация на науку (сциентистская программа), на предмет, на дисциплину. Манипулятивность педагогики
(На Западе - )
Образование как формирование «человека знающего» (+социализированного). Ориентация на науку (сциентизм и эмпиризм) и на полезность знания, на предмет, на дисциплину. Манипулятивность педагогики. Отраслевая направленность. Система получения нового знания (причём часто на основе крайне прагматического подхода), а не воспитания, не формирует в человеке чувство ответственности. Бурный расцвет эмпирической науки - постепенное вытеснение гуманитарной и гуманистической проблематики из процесса обучения. Огромные успехи современного образования (количество школ, резкое возрастание процента грамотности, числа научных открытий и изобретений) – но количество войн, кровавых революций, тяжких преступлений и… жертв не уменьшились. ХХ столетие - самое образованное и самое кровавое из двадцати пяти прошедших веков греко-римской и западноевропейской истории.
Антропоцентричная (анти-экологическая) модель мышления.
(Бауэрс) Вера в превосходство абстрактно-теоретического типа мышления и в его необходимость для «объективного» понимания опыта: проблема абсолютизации знания. Технологическое («модернистское») сознание: вера в то, что результаты технологического решения проблем и эффективной деятельности и составляют прогресс.
(Симонов П.В., Ершов П.М.) "педагогика, нынешняя система воспитания фетишизировали сознание и его силу … сознание как некий сверхрегулятор, который вместе с волей определяет, какие потребности следует удовлетворять, а какие нет".
Абсолютизация разрыва субъекта - объекта. Развитая позиция независимого субъекта (выраженная в цивилизованном эгоизме).
(Межуев В.М.) тупик экологический и культурный. Модерн оказался неспособен сочетать индивидуальное и общее, многообразие и единство, свободу и власть.
Конфликт между цивилизацией и культурой. Предельная рационализация, обездуховление жизни, дискредитация религиозных и моральных ценностей, победа прагматического и утилитарного начала над идеальными побуждениями и целями, перенос центра тяжести из духовной в материальную сферу.
Идея «гражданского общества», выдвинутая Просвещением, оборачивается «массовым обществом».
Кризис просветительской установки на разум и свободную волю индивида -
разум стал условием не свободной и моральной жизни человека, каким он казался просветителям, а, наоборот, чисто инструментальным средством его подчинения чуждым и неподвластным ему силам и отношениям - экономическим целям.
В массовом обществе возрастает роль организационных, управленческих и планирующих структур (бюрократии), берущих под тотальный контроль все виды и формы индивидуального принятия решений, личной свободы и инициативы. Главная ценность массового общества — не индивидуальная свобода, а власть (финансовых и обслуживающих их политических элит, манипулирующих сознанием людей посредством СМИ, «четвертой власти».
Расширение свободы потребления («иметь» равносильно «быть»). (Индустриально-потребительская цивилизация)
Западное общество - имперская политика «первого Рима» (покоренным народам – права граждан в обмен на отказ от суверенитета).
(В.А.Лекторский, Г.П.Щедровицкий, Н.С.Юлина, др.) способы преодоления проблем модерна - методология постмодернистской парадигмы: плюрализм, мультивариативность форм преподавания и обучения, равенство позиций Учителя и ученика, фундаментализация и интернационализация образования)
Проблемы, характерные для эпохи постмодерна
Усиление роли глобальных проблем; возрастание динамизма жизни общества при одновременном усложнении социальных связей
Кризис идентичности в контексте прерывания традиций модерна
(Мамардашвили) «антропологическая катастрофа»
(П. Сорокин) - «Информационный шок»: не обладая духовными ориентирами, человек теряется перед нарастающей громадой фактов, часто противоречащих друг другу - хаос фактов и дезориентация (следствие оторванности эмпирического аспекта реальности от других ценностей жизни). Чем более усложняется эмпирическая наука, тем более усугубляется чувство неуверенности человека.
(Гусинск, Турч) У ученика не формируется образ данной науки как единой связной системы представлений и понятий, распределенно опирающейся на эмоции, логику, образное восприятие. Вместо этого в памяти хранятся формулировки, т.е. неживые слова.
Из-за формирование «нужной» личности - профессионализация, следствие научно-технического развития. Более глубокое знание деталей и частностей вместо целого объекта. (в европейской культуре достижения связаны с культивированием специальных навыков). Специальное образование - приоритетная ценность, вытеснение общечеловеческих ценностей.
(Межуев В.М.) В мультикультурном мире отсутствие идентичности человека как социокультурного феномена национальной культуры.
Дефицит подлинности (аутентичности) при стирании различий между «быть правым» и «думать, что прав». Моральный релятивизм.
( Розин В.М., Булдаков С.К.) Современная философская критика, методологические реконструкции, новейшие течения французского структурализма, культурологические и семиотические исследования … сделали очевидным, что видимый нами мир и события представляют собой превращенную форму реальности (разоблачение натурализма мышления).
Проблема Реальности. … множество разных реальностей
(Щедровицкий) дистанцирование субъектов педагогической деятельности - первый шаг - учебники, технич . средства. Далее – Интернет
образование как фактический посредник между обществом и поставщиками информации (Ильин Г. Л.) «Образование, не ограниченное сроками обучения и стенами учебных заведений, приобретает черты жизне-действительности… в течение всей социально активной жизни, а жизнь – черты непрерывного образовательного процесса» - педагогические не-педагогические формы, просвещающее и информирующее образование.
(Прохоров А.В., Разлогов К.Э., Рузин В.Д. Культ. буд. тысячел// Вопр фил) «Экранная культура, качественно отличающаяся от книжной и приближающаяся к изначальному типу человеческих культур – культуре личного контакта, с динамическим, ежесекундно меняющимся диалоговым характером взаимоотношений экранного текста с партнером».
(Ильин) Взаимное обучение. Образование в информационном обществе перестает быть способом усвоения готовых и общепризнанных знаний, … становится способом информационного обмена личности с окружающими.
(K. J. Gergen, The Saturated Self): Я стало настолько насыщенным («пропитанным»), что является просто «сконструированной категорией», мы потеряли представление о Я как уникальной и постоянной реальности, сущности. Мы стоим перед невозможностью найти адекватное представление о Я, и его связи с миром …как основы в разрешении других нравственных или социальных вопросов.
___________________
Мои заметки
По-моему мнению, самые острые проблемы современного образования:
Недосягаемый разрыв между уровнем сложности обыденных представлений людей о мире и последними научными теориями: люди «не догоняют» науку, что ведет к отказу от самостоятельного осмысления и заставляет только верить в науку.
Фрагментированность картины мира – по сути, отсутствие того, что можно назвать «картиной», невозможность сложить разные сферы в единое мировоззрение (и эта проблема коррелируется также с фрагментированностью личности).
Информационный бум (информация зашкаливает, и в ней нет ориентиров). Разрыв между информированностью и пониманием. На фоне этой ситуации – парадоксально узкий кругозор обычного человека.
Релятивизм. (Особенно в России) потеря нравственных ориентиров; нравственный релятивизм. Даже в сферах, требующих знания (фактов) и понимания (закономерностей и т.д.), - туман мнений, из-за отказа от авторитетов и объективизма: яркий пример - Интернет-форумы. Близка к этому вся сфера СМИ. Релятивизм в искусстве – утрата авторитетной экспертизы, общих критериев. Вместо других ценностных и художественных качеств важнее всего делается сиюминутное впечатление (прикол, словцо, эпатирующий образ).
Стремительно возрастает практическое знание, причем как бы в обход образованию. (Но
практическое знание, если оно не связано с элементами творчества, - это набор алгоритмов и навыков, по сути, анти-знание, т.к. существует в обход пониманию. Что блокирует сферу «картина мира», связанную с сознанием, пониманием).
Переход с текстовой культуры на образную культуру (разрыв с культурой модерна в целом, а в глобализации – размывание национальной культурной идентичности).
Чем можно объяснить эти проблемы? Возрастанием доли динамичного модуса существования. При включенности человека в действие, он не видит картины. Для обретения видения картины (= понимания) требуется занять статичную позицию – позицию покоя, созерцания. (Так и вели себя мыслители всех времен и народов, так ведем себя и мы, простые люди: останавливаемся, чтобы подумать!) Итак, у обычных людей уменьшается способность к освоению картины, соответственно теряются ориентиры всех сортов (нет картины – нет модели, системы координат), и это наложилось еще на ускорившееся развитие научных исследований. Зато при динамичном модусе существования у людей возросла способность к освоению деятельности, практическому знанию. Если сравнивать текст и образ, то текст связан с пониманием, а образу соответствуют не смыслы, сознание, понимание, но чувства и бессознательное. Образ ближе к действию и часто даже выражается действием (как во всей экранной культуре).
Следующая группа самых острых проблем для современного образования:
Инфантилизация человечества (и также смешение в культуре взрослой и детской культур: при принятии взрослыми многих ребяческих качеств, атрибутов, видов занятий, размывается слой детского. Детское изготавливается в расчете одновременно и на взрослых, поэтому в детской культуре утрачивается что-то важное из детских качеств – прежде всего, ослабляется потенциал творческой непосредственности, спонтанности. Несколько меняется сама позиция ребенка – многие взрослые детей больше рассматривают внутри взрослой жизни, со снисходительной скидкой). Возрастание игры, развлечений.
В ВУЗах – дефицит способности к само-организации (свободные формы, без обязательности требований от преподавателей, не работают)
Возрастает манипулируемость человека.
Растет, расширяется сфера виртуальности.
Уменьшается сфера реальности и чувство реальности (жизни, смерти, болезни, любви, природы).
Чем можно объяснить эти проблемы? Динамичный модус существования, собственно деятельность, проявляется в двух сферах: сферах Других и мира. Нарастая, деятельность блокирует то, что относится к Я: само-рефлексию и само-организацию (в особенности, само-рефлексию – поскольку для предметной деятельности человеку бывают необходимы элементы само-организации).
Без полноценной само-рефлексии и само-организации человек неспособен состояться в своей взрослой автономности (само-управлении), оказывается легко подвластен манипуляциям массовой культуры и т.д. (так возникает массовое общество). Не имея достаточного опыта «себя», человек легко утрачивает чувство реальности и смешивает с реальным виртуальное.
[1] NB - перечень вневременных и современных проблем, за исключением оговоренных случаев, является конспектом формулировок из просмотренных мною работ.
[2] Требуется говорить о России особо, поскольку в России не был прожит «период модерна», как он понимается в западной истории, и в ряде парадигмальных моментов борьба за «модерн» только ведется (см. выступление В.М. Межуева в ИФ РАН). С другой стороны, в информационных обществах нашего времени социально-культурные процессы перенимаются, поэтому одновременно проявляются и проблемы «пост-модерна».
вернуться назад |
|
|
© 2010-2024 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах. За всякую финансовую поддержку будем признательны! |