«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Философия образования1: Итоговый обзор проблем

Маргарита Кожевникова (по докладу)

основные самые трудные проблемы всех времен:
 
1. Знание и делание. Лень/ интерес. Воля, само-организация,   способность собирать себя и держать.
Если задаться вопросом: «Почему именно эти проблемы?», то мой ответ: потому что для их решения требуется задействовать самую трудную сферу в образовании – относящуюся к Я: само-рефлексию и само-организацию. Вообще, в истории человеческой культуры этим занималась больше религия.
 
2.  «Индивидуальное и социальное» в образовании.
Эта проблема трудна, потому что образование – это принципиально социальный и социализирующий феномен и, тем не менее, оно должно сопротивляться тому, чтобы иметь характер, полностью обусловленный социумом. Что трудно. Думается, в хорошем случае не должно быть совершенно жесткой связки образования с социумом: образование должно представлять из себя критическую инстанцию относительно социума (воспитывать для этого в себе «критическое мышление»). В этом плане, чтобы быть реально полезным для общества,  образование должно быть чем-то вроде Касталии (по Гессэ), в смысле своей элитарной самозначимости.

самые острые проблемы современного образования:
1. Группа проблем, связанных с информацией, знанием, мировоззрением.
Недосягаемый   разрыв между уровнем сложности обыденных представлений людей о мире и последними научными теориями: люди «не догоняют» науку, что ведет к отказу от самостоятельного осмысления и заставляет только   верить в науку.
 
Фрагментированность картины мира – по сути, отсутствие того, что можно назвать «картиной», невозможность сложить разные сферы в единое мировоззрение (и эта проблема коррелируется также с фрагментированностью личности).  
 
Информация зашкаливает, и в ней нет ориентиров. Разрыв между информированностью и пониманием. На фоне этой ситуации – парадоксально   узкий кругозор обычного человека.
 
Релятивизм. (Особенно в России) потеря нравственных ориентиров; нравственный релятивизм. И даже в сферах, требующих знания (фактов) и понимания (закономерностей и т.д.), - туман мнений, из-за отказа от авторитетов и объективизма: яркий пример - Интернет-форумы. Близка к этой ситуации и вся сфера СМИ. Релятивизм в искусстве – утрата авторитетной экспертизы, общих критериев. (Сиюминутное  впечатление приобретает доминирующее значение).
Стремительно возрастает  практическое знание, причем как бы в обход образованию. (Но практическое знание, если оно не связано с элементами творчества, - это набор алгоритмов и навыков, по сути, анти-знание, т.к. существует в обход пониманию). И это блокирует сферу «картина мира», связанную с сознанием, пониманием.
 
2. Проблемы, связанные с культурой.
 
 Переход с текстовой культуры на образную культуру: разрыв с культурой модерна в целом. В глобализации при этом происходит разрушение, размывание национальной культурной идентичности.
 
Чем можно объяснить эти проблемы? Возрастанием доли динамичного модуса существования. При включенности человека в действие, он не видит картины. Для обретения видения картины (= понимания) требуется занять статичную позицию – позицию покоя, созерцания. (Так и вели себя мыслители всех времен и народов, так ведем себя и мы, простые люди: останавливаемся, чтобы подумать!)
 
Нет картины – нет модели, системы координат. На это наложилось еще  и  ускорившееся развитие научных исследований.
Но при динамичном модусе существования возросла способность к практическому знанию.
 
3. Инфантилизация человечества 
 
(и также смешение взрослой и детской культур. Размывается слой детского. Ослабляется потенциал творческой непосредственности, спонтанности). Возрастание доли  игры, развлечений во взрослой жизни. 
 
Нарастает дефицит способности к само-организации (проявляется при обучении в ВУЗах).
Возрастает   манипулируемость человека.
 
4. Растет, расширяется сфера виртуальности.
 
Уменьшается сфера реальности и чувство реальности (жизни, смерти, болезни, любви, природы).
 
Чем можно объяснить эти проблемы? Динамичный модус существования, собственно деятельность, проявляется в двух сферах (из трех – Я, Других и мира): сферах Других и мира. Но, нарастая, деятельность блокирует то, что относится к Я: само-рефлексию и само-организацию (в особенности, само-рефлексию – поскольку для предметной деятельности человеку все же бывают необходимы элементы само-организации). А без полноценной само-рефлексии и само-организации человек неспособен состояться в своей взрослой автономности (само-управлении) и оказывается легко подвластен манипуляциям массовой культуры и т.д. (так возникает массовое общество). 
 
Не имея достаточного опыта «себя», человек легко утрачивает чувство реальности и смешивает с реальным виртуальное.
 
 
Михаил Эпштейн (по содокладу)
 
Если встать на позицию иной педагогической веры, тогда эти проблемы переходят в плоскость методических задач («как сделать так, чтобы…»), и они проблемой быть перестают. С этой позиции проблемы будут выглядеть более похожими на методические задачи.
 
(проблемы всех времен):
Есть проблема педагогической веры. Пока, по крайней мере в имеющейся литературе, никто не доказал, что например, гуманистическая педагогика лучше традиционной, или что классно-урочная система Коменского хуже, чем предложенный Щетининым ход. Поскольку не очень возможны длинные (лонгитюдные) исследования, которые могли бы доказать, например, что если в этой логике люди воспитывались, то они какие-то качества будут иметь лучшие, чем дети, которые воспитывались в другой логике.  
 
Естественно-научным экспериментом в педагогике ничего не сделаешь и поэтому получается, что есть разные веры – во что ты веришь, так ты и работаешь, такой результат и получается.
 
Что такое педагогика – это наука или не наука? На мой взгляд, это реальная проблема, потому как отсюда возникает проблема языка. Людям, которые пытаются двигать гуманистическую педагогическую веру, довольно сложно в естественно-научном языке, в технократическом языке показывать свои результаты. Должен быть феноменологический ход, социо-культурный, и этот язык в педагогике пока мало наработан. И родителям сложно объяснять, что ты делаешь, и коллегам сложно объяснять.
 
Существует проблема языка педагогического и языка бытового. Скажем, разговаривать педагогу с бизнесменом очень сложно просто потому, что у них разная картина мира, разный язык, им между собой сложно договариваться.
 
(проблемы современного образования):
 
Противоречие: с одной стороны, реальность и необходимость воспитываться в глобальных ценностях открытого мира, а с другой стороны, если мы хотим передавать собственные ценности, ценности нашего социо-культурного сообщества, то нужно выстраивать замкнутое сообщество, в котором бы эти ценности могли передаваться детям. И в этом смысле нужно яростно сопротивляться и противостоять этому открытому и глобальному миру.
 
Как включить в образование семью, род и сообщество, в котором живет ребенок? По моему глубокому убеждению не никакого «советского народа». То есть, он, может, конечно, и есть, как российский народ, но он, все равно, состоит из некоторых небольших социо-культурных сообществ. И мы, так или иначе, все равно   живем в этих самых сообществах. И как сделать так, чтобы школа, с одной стороны, передавала, транслировала, воспитывала общие ценности, а с другой стороны, в школе участвовало то социо-культурное сообщество, к которому я, например, отношусь, мой род, в котором я живу, моя семья, в которой я реально воспитываюсь, вот это – большой вопрос.
 
Усиление противоречий между поколениями: потеря общего языка и даже, отчасти, общих ценностей. Это связано с резким ускорением технологической культуры.
 
Проблема: как сделать так, чтобы в образование вернулся смысл образования не «для чего-то», а образования «потому что…». Образование – это стиль жизни, это некоторый смысл жизни. Такое образование все уходит и уходит, а прагматическое занимает его место.
 
В России
 
«Проблема медленной скорости». Прагматизма, на самом деле, у нас в образовании еще и не было. В массовой школе он еще и не ночевал. То, что сегодня называется прагматизмом в образовании, еще только-только (приближается к тому, что называется прагматизмом). А при этом в сегодняшней культуре это уже устарело, уже нужно думать не про прагматизм, а про следующий этап.
  
Последнее противоречие, проблема, которая, по-моему, мало разрешима, но она сегодня точно стоит: есть такое ощущение, что народ не верит в эту страну, в ее будущее. (Например, такие цифры, что в результате проведенного опроса среди студентов 90% сказали, что, если бы могли, они бы по окончании вуза из страны бы уехали). Развивать образование в стране, в которой большая часть народа не верит в ее будущее, это, мне кажется, довольно проблематично.
 
 


 
Из обсуждения в Круглом столе
 
 
Чебанов:
Альтернатива - подготовка кадров для Запада. В рамках глобального разделения труда…
 
Костецкий.
Делание  и знание. В древней Греции она была обозначена Аристотелем совершенно четко: биос практикус – биос феоретикус (жизнь практическая, деятельная – жизнь созерцательная). Вот это, по-моему, проблема. Касаясь этой проблемы, в  практической деятельности есть какое-то ключевое звено, которое бесконечное превращает в конечное. Вот это ключевое звено в деятельностном подходе вообще к общественной жизни   выражается одним словом: деньги. Для Аристотеля деньги – это не сокровища, а орудие активной деятельности гражданина (определение Аристотеля, переделанное потом Марксом). Это не вещь, а отношение между людьми по поводу вещей. Отношение к деньгам в Греции до реформ Солона было одно – как к сокровищам.
Проблема  деятельности – это проблема культурного отношения к деньгам, это и культура общения
Если брать созерцательную сторону, то у Аристотеля, опять-таки, созерцание не всего подряд. созерцание – это деятельность, направленная на созерцание не чего угодно, а на созерцание блага. А вот благо или не благо, это отличает образование.
 
Кожевникова.
В докладе, кажется, прозвучало, что нужно предоставить пространство для созерцания в подходах к образованию, в программах и т.д.
 
Костецкий
Из  истории древнерусской педагогики. Детей различали вежественных и не-вежественных. Слово невежественный осталось у нас, а слово вежественный исчезло. (реплика: воспитанные).
Там интересные вещи: вежественные дети – те, которые понимают с первого раза. Вежественных детей не надо воспитывать, их надо рóстить. Такое хорошее слово, то есть кормить их, питать нужно, вос-питывать, не мешать им жить. То есть какой-то естественный ход жизни без организации системы.
Поэтому проблема: что такое вежественные дети – это те, которые знают что такое благо. Они его в себе хранят, и когда их принуждают, даже если их бьют, они благодарны родителям. Родители помогают им достичь блага, которое они разделяют. Невежественные не понимают в чем благо, в чем не благо. Невежественный имеет право на жизнь, такое же, как и вежественный. Они родились, они выжили, они совершенно другие, эти люди. Их надо бить, их надо учить, образовывать, воспитывать. Но смысл другой – чтобы они не мешали другим. Возвращение невежественных к благу – для меня это вневременная задача педагогики. Из  невежественного сделать вежественного – это уже искусство. Это стремление самого человека. Задача такая, чтобы невежественный не мешал жить другим.
А современная проблема образования для меня связана с тем, что проблема массового и элитарного образования выходит на поверхность и фиксирует то, о чем я хотел бы говорить. У нас образование совершенно лишено аристократического духа.
Если говорить коротко, в современной ситуации что меня не удовлетворяет – это полная разобщенность знания и культуры. Если  говорить конкретно, изучается произведение – стихотворение- ученик не может декламировать так как надо, он его знает, но не умеет декламировать. Знание есть, культуры декламирования нет.
 
Парибок
Содержание вневременной проблемы такова. Я не вижу, не нашел надежного обоснования деления в образовании на разные предметы. В частности, на точные, гуманитарные, тому подобное. Мне кажутся чрезвычайно убогими досужие разговоры о том, что ученики проявляют гуманитарные либо естественнонаучные склонности. Мне кажется важнейшей проблема выяснить, каков на самом деле спектр возможных задатков и дарований людей следующего поколения и сопоставить это с неизбежно несколько искаженным, конкретизированным набором возможностей, которые представляет культура, так, чтобы мучений, выражающихся в том, что человек занимает не свое место, было как можно меньше. В каждой культуре существуют сферы развития, отсутствующие в других. Например, что бы делал человек высоко даровитый в математике, например, в древнем Китае, где математика была чисто служебной дисциплиной? Один  из отечественных фантастов Василий Звягинцев в одном из своих романов это заметил. У него есть такая идея, там в какой-то параллельной истории Россия стала ведущей державой мира всего лишь потому, что там была выработана идеальная диагностика способностей и все люди занимали свое место. Этого хватило. По-моему это, в общем-то, правильная идея.
 
Еще проблема такая. Известно прогрессирующее снижение возраста утраты пытливости у большинства детей. Утрата пытливости в моем поколении происходила, в среднем, на исходе пубертатного периода, а сейчас в десять-одиннадцать лет.
 
Чебанов:
Андрей говорит о способностях, а я бы сказал следующее: как реализовать то образование, которое ты получил?
 
На мой взгляд слишком пессимистично говорить про сопротивление или автономизацию системы образования сравнительно с социумом. Это не совсем так, потому что образование – одна из абсолютно необходимых конститутивных систем социума, наравне с производством. Точно также о производстве нельзя говорить, что оно должно сопротивляться социуму, потому что социума без этого просто нет. Поэтому, если мы переделываем так образование, потом, совершенно ясно, переделывается и производство, и коммуникации, и вообще все.
 
Еще, нельзя говорить в модальности долженствования.  Нужно исходить из модальности возможности. И с этой точки зрения, по моему, единственное образование, которое возможно, когда педагог делает то, что он может делать и до тех пор, пока он не начинает заниматься просто каким-то откровенным вредительством.  Единственный способ, который может быть – это цеховое образование, когда есть мастер, который учит делать ученика свое дело. Дальше можно обсуждать вопрос, что это будет с точки зрения экономики, как это можно организовать, чем у нас будет отличаться школа, как прохождение по индивидуальному маршруту, который дает некоторый стандартный набор знаний, навыков и умений, который можно получить через прохождение системы цехов и что такое несвободное образование, когда такой стандарт не устанавливается…
Эта техника разворачивается через простую вещь, а именно через то, что образование есть образовывание, помогающие образовать – это Учащийся, учитель, родители, администрация и образовательная среда.
 
Если говорить не о проблеме, а о специфике современной ситуации, она заключается в том, что образовательная среда чрезвычайно плотная и подавляющую часть всяких знаний человек любого возраста получает через образовательную среду. И у педагога появляется другая задача: организовывать эту образовательную среду, а не давать знания.
 
Если  говорить о проблемах, которые были суммированы, то, это проблема реализации образования, потому что, если оно не нужно в том мире, в котором живет человек, здесь возникают колоссальные проблемы и, чем больше это несоответсвие, тем опаснее образование. Опасность образования – это, мне кажется, главная вневременная проблема образования. Опасность невостребованных образованных людей.
 
Если  говорить о текущей проблеме, которая мне кажется самой важной, это то, что в мире сложилось устойчивое представление об этом и сейчас оно проникает в нашу страну, - понятие переквалифицированности. То есть, когда человек обладает квалификацией, превышающей необходимую для осуществления некоторой профессиональной деятельности. Когда образование начинает рассматриваться в таком аспекте, это уже развал и человека, и образования, и культуры и всего чего угодно. Сама ситуация, в которой видна эта проблема, когда можно обсуждать, что недообразованный человек может быть более эффективен, более счастлив, более богат, она является индикатором того, что с образованием вытворяются некие фундаментально нехорошие вещи. Мой знакомый воспитывает элиту российскую: бизнес, еще много чего. Я заметил он говорит: я им ставлю стопоры на рефлексию, потому что если не поставишь, из них элиты не будет. Если я говорю: «Зачем мне мерседес и прочее?», я уже «потерян для общества».
Неупокоева
Вневременная проблема: поиск условий образования человека «к себе», при каких условиях, обстоятельствах, исходных данных у человека получается наиболее успешно становиться? К себе – то есть к самодеятельному, самостоятельному, само-организованному, достаточно автономному взрослому существу.
Современная проблема – проблема утраты, переживание потери и фрагментации в традиции.
 
Егоркина
К вопросу об элитарности образования и к вопросу об отборе. Иллюстрация, которая меня не покидает: я спросила своих сокурсников на пятом курсе о том, кто из них собирается работать по специальности (клинического психолога). Из тридцати человек подняли руку трое. Перепроизводство специалистов, нет мест для трудоустройства. Но все выпускники школ поступают в вузы.
Где   способы отбора, элитарность, где люди, которым действительно необходимо высшее образование, а где те, кто может без этого обойтись?
 
Вневременные вопросы: что есть образование? Что образуется в процессе образования? Личность? Картина мира? Система ценностей? Знания? Умения и навыки? Как все эти задачи одному несчастному педагогу уложить в голове и применить в работе с конкретными студентами?
Проблемы: позиция педагога – учителя – преподавателя и мотивация,  интерес учащихся, познавательный интерес.
 
(комм. Парибка про мотивацию): человек даже случайно не может получить больше того, чем он хочет, потому что он не заметит этого, он утратит.
 
(комм. Костецкого   про мотивацию):  ничего в этом нет страшного, ну, получают люди образование, ради бога. Ищи работу, работа сама по себе, образование – само по себе. У нас же не плановая экономика…
 
(комм. Чебанова про мотивацию):: интеллигенция конца XIX – начала XX вв. получала неспецифически юридическое образование. Потом шла в чиновники, в основном, или в революционеры… Просто образование и специальность – вообще очень разные вещи.
 
Хайдарова
Вневременная проблема образования – это столкновение между тем, что образование всегда принудительный и дисциплинарный процесс и необходимостью сохранить какое-то свободное или творческое начало. Эта проблема относится к разряду вечно разрешаемых проблем.
Проблема современного образования – это необходимость сохранения индивидуального подхода и учета способностей ученика и массовое системное обучение, которое не должно утрачивать качества системности.
 
 
Пузыревский
Мы  выходим на проблему онтологии образования, если мы будем искать   место, где началось   разветвление,  и когда эти первые проблемы появились, которые выросли вот в такое древо.
В  институциональных, организационных формах и философия, и наука ведет себя безобразно, она подстраивается под власть. Тогда это проблема власти и образования. Кто задает образцы? Насколько они сами неподвластны и могут быть искренними? Но, если они уже институции, то у них слабеет это иммунитет против власти и они опять подстраиваются. Это глобальная проблема, которая выводит на множество других.
Интересно, как получается подлинное образование, то самое образовывание, которое и у Платона есть, и у Хайдеггера, если смотреть «Встречи с бытием» - как с подлинным и нахождение самого себя в этом, то это получается вне социальных, властных институций – в ашрамах, или где-то в монастырях, или в альтернативных структурах дополнительного образования, если это получается. Но оно, правда, кратко живущее. Оно не может быть непрерывным, оно может быть дискретным. Вот, пожило, там был учитель, учителя не стало… здесь вопрос – а как это может транслироваться дальше или должно возникать что-то другое… но в какой-то момент это было, подлинное образование. И можно сказать, что оно состоялось.
 
Костецкий.
По поводу возвращения к реальности. Я в Тюмени работал зав. Кафедрой общественных наук и решил провести такой эксперимент. Взял хореографа на кафедру, в рамках культурологи и физкультуры. Инженерный вуз. Два часа в неделю хореографии в течение года – люди меняются абсолютно. У них меняются жесты, меняется улыбка, меняется поведение. Они выходят на первый план во всех студенческих культурных мероприятиях. А самое главное – они начинают чувствовать реальность своего тела. Мы думаем, что мы реальны во всех движениях, а мы не реальны. Так вот, хореография, она возвращает практически очень быстро, за два часа в неделю…
Кожевникова. Это компенсация дефицита внимания к телесности, то, что полностью упущено, то, почему взрослые люди учатся карате и прочему…
Костецкий. Возвращение к реальности через возвращение к телесности.
 
Евстафьева
Первая проблема вневременная, которая была названа – столкновение между тем, что образование всегда принудительный и дисциплинарный процесс и необходимость сохранить какое-то свободное и творческое начало. Это к разряду неразрешимых, наверное, или вечно разрешаемых проблем.
И проблема современного образования – это необходимость индивидуального подхода и учета способностей ученика и массовое системное обучение, которое не должно утрачивать качества системности. Характер системности, которые есть в массовом образовании, он не должен потеряться, но индивидуальный характер обучения должен сохраняться.
 
Чутко.
Я скажу про виртуальность, коли у нас возник этот момент. Конечно, виртуальность неистребима, она легче воспринимается. Я прихожу домой с работы, вроде бы не дурак, сажусь со своей мисочкой и что я делаю – я включаю телевизор. Когда  я смотрю в телевизор, я отключаю все действенные, созерцательные (в плане действия)    механизмы. Я умер, меня нет.
Чебанов: ты же видишь ошибки в композиции, в титрах, в речи…
Чутко. Нет, я отключаюсь от этого в этот момент. Я это не воспринимаю как художественное произведение.
 Я ставлю фильтр: 20 мин. Но  велик соблазн, в какой-то момент – еще 20 мин., потом еще 20 мин., часика 2-3 и так далее. Я утрирую, но, в принципе, это модель. Почему ребенок в компьютерном клубе может сидеть сутками? Это  не требует затрат.
Кожевникова. Ведь это делают же профессионалы, а они все просчитали! Чтобы кадр держал, если он не держит – в корзину! Они не враги рода человеческого, но они друзья себя, своего искусства.
Чутко:
Да, и вероятно надо искать новые механизмы - через эту виртуальность  вести   образовательный процесс… Так, я  со студентами играю, потому что, если с ними не играть, им будет скучно, они не будут со мной дела иметь.
 
Касицына
20 лет назад был такой опыт интересный, как раз с Турчаниновой и Гусинским попали в проект «Необитаемый остров». Самых крутых и лучших коммунаров, 90 человек, выселили на сутки на необитаемый остров в пионерлагере «Орленок» и посмотрели, как они будут рождать новые образцы культуры. Там была своя ролевая игра, свои заданы правила. Что вызвало большой шок у всех взрослых, которые туда попали, и у меня в том числе, хотя я была в те времена еще совсем юная вожатая, это то, что все те этические максимы, которые коммунарство в себе несло – забота о другом, самоорганизованность и все-все-все – это было смыто волной, через которую они проплыли, выбросившись на побережье, и дальше читайте Голдинга «Повелитель мух». Мы, конечно, до этого не дошли, но это было очень страшно. И с тех пор меня больше всего и заботит ответственность себя как взрослого за то, в каком мире будет выживать поколение – не отдельно взятый мой сын или мой ученик, а поколение, которое будет организовывать вокруг себя некие культурные формы организации своей жизни.
Отдельная  проблема – межпрофессиональная межпоколенческая кооперация и умение выстраивать диалоги, где переводчиков нету, и только мы сами либо научимся себя переводить на другой язык и понимать другого и научим этому других, либо это будет бесконечное перечисление поля проблем, которые никогда не кончаются.
Поэтому на острие я выскажу только одну проблему: каким образом организовывать продуктивный межпоколенный и ровеснический диалог по поводу кооперации в поисках адекватных современности способов передачи и порождения и освоения культуры.
 
Козырев
Хотел  бы привести одну цитату из Ушинского, которую я не помню наизусть.  Он  сам писал, что это центральный вопрос, центральная проблема образования –   проблема свободы и необходимости и, вместе с тем, внесения каких-то ценностей извне для ребенка. Он говорил, «мы не можем воспитывать душу дитяти, не внося в нее никаких ценностей», вместе с тем, самый главный вопрос нравственного образования состоит в том, как делать это, не повредив самую основу нравственности, то есть, не повредив свободу.
Очень  часто мы идем по пути редуцирования свободы, по пути редуцирования автономии человеческой. И вот как сохранить в полноте автономию, и даже более того, образование должно расширять границы автономии человека,
укреплять автономию человека. Вот это для меня вечная проблема.
 
Что касается новых проблем, мне кажется, что одна из них связана с этой коренной проблемой свободы. Не знаю, то ли под воздействием каких-то очень укорененных в христианской традиции идей о пришествии и царстве Антихриста, то ли по каким-то другим причинам, но мне видится, что последние десятилетия развития цивилизации четко направлены на то, чтобы уменьшать степень автономии личности, причем это не только в тоталитарных государствах, а это в самых свободных и демократических государствах. Государство вторгается все глубже в сферу семьи, государство может отнять у тебя ребенка, может отнять домашнее животное, если ты не так с ним обращаешься, государство может проследить все твои счета и т.д. это можно перечислять сколько угодно, то есть, степень ответственности и свободы человека за поступки собственные, она стремительно сокращается.
Чебанов: какое отношение к этому имеют счета, прослушки?
 
Козырев
Вы знаете, я думаю, что очень меняется поведение человека с приспособлением к этой новой ситуации. Меняется его отношение к каким-то вопросам интимной жизни.
 
Из новых проблем для меня серьезное то, что говорится о виртуальных мирах. Действительно, все что связано с появлением компьютерных игр и тем, что они совершенствуются чрезвычайно быстро и представляют такой новый соблазн для человека, с которым не сравнится ничто прежде существовавшее. Я думаю, что туда можно уходить с головой, полностью и эта страсть, которая не имеет никаких физиологических циклов, в отличие от всех пороков, опять же, полового характера, этой страсти можно предаваться бесконечно, до полного истощения сил. Вместе с тем, с образовательной точки зрения, для меня очень интересный вопрос, а развивают ли, и в какой степени. Если сравнивать с телевизором, компьютерная игра – это нечто иное, она, действительно, забирает очень много сил, она тренирует это, человек может буквально участвовать в гонках, в перестрелках, это напряжение, которое совершенно съедает человека. Вот насколько оно дает этот реальный опыт, насколько оно может его действительно участвовать в гонках, быстро реагировать в реальных ситуациях. Если это так, то тогда компьютерные игры породят нечто вроде сверхчеловека, человека, обладающего какими-то невероятными возможностями. Или наоборот.
Егоркина:
Речь идет о разных программах. Потому что, в военной психологии есть специальные тренажеры, которые натаскивают на выполнение определенного вида деятельности и тренируют определенного рода реакции.
 
Парибок:
Критерий виртуальности очень простой: это то, что выдает себя, когда ты в нее погружаешься, за деятельность, а на самом деле деятельностью не является. Вот и все. Поэтому очень важно, в связи с разграничением, которое первой назвала Маргарита, потом вы подхватили:  разделение на знание и действие.
Это очень важно, поскольку виртуальность проблематизирует строгую дихотомию знания и действия, обучения знанию и действию. И тут нужно будет поднять разные возможности тройки, один из вариантов которой тоже назвала Рита, говоря о рефлексии, потому что рефлексия не есть ни знание, ни действие, конечно.
 
 Костецкий: под ваше определение виртуальной реальности музыка подходит? Гармония…
 
Чутко:
это вообще особая статья. Музыка – это прямой доступ к памяти. Я могу включить некую музыку и вы все, помимо своей воли, на нее будете реагировать в зависимости от своих физических качеств и т.д. Почему? Потому что музыка вступает в прямые отношения с нашим энергетическим ритмом.
 
Кожевникова
Разрешите протестную реплику относительно гармонии. Гармония, в общем, - это намек на эстетику, скорее. Это соразмерность, это пропорция, это музыка, это живопись, поэзия и прочее. Но у меня лично есть очень большое недоверие к эстетическому воспитанию, к гармониям, к тому что надо поместить ребенка в художественную школу и чтобы все вокруг было прекрасно и гармонично. Вспомните, пожалуйста, что происходило в Германии со всей этой культурой и с людьми, которые получали образование, они сами играли, они знали музыку, поэзию, они читали литературу, они делали все, что угодно из того, что отвечает требованиям искусства и они уничтожали других людей и так далее.
 
Поэтому мой лого – это воспитание мотивации. С одной стороны, разум должен оставаться с формулировками, потому что это темное дело и таинственное – что происходит, когда слушаешь музыку. А разум вытаскивает на свет, он формулирует.
Но, кроме этого, формирование мотивации - это действительное, реальное воспитание.  Это  может быть курс личностного развития, как угодно, но это должно быть оттренировывание очень разных ситуаций, проговор с учениками, выявление этих мотиваций.
А иначе – вежественный или невежественный,  откуда они берутся? Мотивация –   проверяемая вещь. В чем она состоит, так человек и действует.
 
Мне  казалось, что постановка первой темы как «Проблемы» заставит думать, что мы находимся с определенными проблемами – нашими цивилизационными, проблемами, проявляющимися в культуре и так далее. И то, как строится образование,   имеет дело с этим. Оно должно отвечать на это. А мы вынуждены здесь, в этой ситуации, находиться, нравится нам это или не нравится – именно в этой. Например, если есть проблема экологическая - относительно недостаточно адекватного ситуации в мире мышления человека, то эта проблема должна решаться в образовании. Если есть проблема, что человек   подвержен манипуляциям,   которые совершает с ним масскультура, если наше поколение все больше и больше попадают в виртуальную реальность, нам нужно иметь дел с этим - отвечать образованием на эти вызовы, и так далее. Мы  должны понять к чему мы вынуждены! В чем состоят саамы острые проблемы?
 
Козырев
Мне  показалось, что не прозвучала проблема автономии педагогики. Боюсь показаться человеком моно-идеи… я опять про автономию, но теперь уже не личности, а педагогики.
 
Костецкий
Я вспоминаю цитату Розанова, он говорил, что государство занялось несвойственным ему делом – оно заменило бранные кличи на колыбельные песни и начало пестовать ребенка, хотя задача государства – только охрана населения. И он дальше, в частности, говорит о том, что, вот, угрюмые отшельники Кембрджа легли бы костьми, но не позволили бы это сделать… и вот этот бастион последнего частного образования пал.
 
Чебанов:
Сэтой точки зрения нужно с связи с образованием серьезно обсуждать именно проблему радикального либертаризма, проблему минимального государства Ф. Хайека, все эти вещи, потому что без этого все вопросы образования мало чего стоят.
 
 
ПО ОПРОСУ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
1.      что из данной темы должно быть вынесено в более подробное будущее обсуждение
 
 Образование и само-образование учителя
Проблема  интеграции образования и культуры.
Преодоление дихотомии знания и действия.
Стык дифференциальной психологии и многообразных учебных предметов
Условия культивирования учебой ценностей в разобщенном сообществе современных взрослых.
Подлинность – неподлинность образования: критерии
Человек с совестью – где места в образовании, когда об этом важно говорить, думать?
Реальное – виртуальное
Что возможно изменить? Что мы (семинар) можем сделать?
Проблема выработки языка, общего для участников и способности донести адекватно результаты наших исследований.
Обсудить тему «неверия народа в свою страну».
 
 
2.      что из понятого и принятого ВАЖНО
 
Раскрытие уникального потенциала личности
Образование вкуса
Подлинность учителей как реализованных в чем-то людей.
Открытие школы для встреч с реализованными.
Этические акценты в школьной реальности
Включение в образовательный процесс семьи, рода, сообщества.
 Понятие «педагогическая вера».
Представление о том, что мы должны работать с теми учителями, что у нас уже есть.
 
 
 



 

вернуться назад
    

     © 2010-2024 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!