«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Философия образования 8: Учитель и ученик - содоклад Зубкова. «Учитель» в живописных школах Филонова, Малевича, Стерлигова

Маргарита Кожевникова
А сейчас мы перейдем к искусству -  к Павлу Филонову, к его «Формуле современного образования» и к обсуждению его пониманию ученика - в презентации современных учеников (студентов Института нового человека).
 
Сергей Бугаев (Африка).
Прежде чем предоставить слово Геннадию Зубкову, я хочу рассказать одну радостную историю. Совсем недавно мы с Геннадием посетили одно совершенно уникальное место. Это Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь в Подмосковье в городе Коломна. Игуменья Ксения (Зайцева) замечательно нас принимала. Она взяла на себя инициативу организации рядом с монастырем, звучать будет странно, музея абстрактного искусства. Это имеет под собой фундаментальные основания и связано это с группой, которую представляет Геннадий Зубков. Ксения (Зайцева) является племянницей Аллы Повилихиной – ведущий искусствовед по Матюшину и Малевичу в мире. Она заразила всех интересом к русскому авангарду.
 
Поэтому сегодня мы с большим интересом выслушаем выступление Геннадия. Эта уникальная схема объединяет оба выступления – и рассказ о южно-азиатской традиции и об ортодоксально-православной, где имеются определенного рода элементы, субстанция, связывающая обе эти величайшие традиции цветовыми явлениями и традициями цвето-восприятия. Не в последнюю очередь в буддийском учении упоминается Калачакра-тантра, которая имеет очень важную цветовую составляющую. Говоря о православии, мы не можем забывать о таких явлениях как фаворский свет и других, связанных с проявляемостью в нашей среде Бога и его отблесков.
 
 
 
Геннадий Зубков
 
«Учитель» в традиции Филонова, Малевича, Стерлигова
 
В отношении познания основ живописи  школа имеет огромное значение. Правда, Владимир Васильевич Стерлигов как человек православный говорил: «Я – не учитель, Учитель у всех у нас один». А поделиться своими знаниями, тем более что он занимался у К.Малевича в Институте художественной культуры, он был готов.
 
В это послевоенное время, очень сложное, как всем известно, встреча с таким человеком очень много значила. Я уже сказал, что он в 20-е годы он занимался у Казимира Севериновича Малевича изучением живописно-пластической культуры и это очень важный момент. Он был не только замечательный художник, которому было дано открыть новые живописно-пластические средства, современные изобразительные средства, но и великолепный педагог, он замечательно владел словом, мог не только с карандашом в руке объяснить разные проблемы строительства и цветообразования, но и очень хорошо мог объяснить это и словами.
 
И, как любая школа, необходимость Института художественной культуры (ГИНХУК) была обусловлена. Павел Николаевич Филонов заметил, что существуют кочующие центры искусства.
Все мы знаем, Возрождение – Италия, в средневековье, готика – Европа, импрессионизм, сезанизм, кубизм – Франция, а 10-30-е годы, это развитие искусствоведения, развитие живописной культуры, которое пришло в Россию. Обобщить накопленные достижения в живописи, свет импрессионизма (Писсаро, Сислей), формообразование (Сезанн, который сказал, что все в природе стремится к простым геометрическим формам, и это определило развитие искусства XX века). И поиски Пикассо, и выводы, которые сложились во вполне определенную систему – кубизм, на Россию, на живописную жизнь оказали очень большое влияние.
 
В этом Институте художественной культуры эти системы изучались, также огромное значение для развития искусства играли иконопись и народное творчество. Плюс те разработки, которые пришли в Россию из Франции, они и сформировали ту школу, которая в 10-20-х- годах получила такое динамичное развитие. И в этом институте, и не только, художники изучали, как цвет влияет на композицию, как его благоустроить и как решить современные изобразительные средства.
 
Характерно, что все изучали импрессионизм и кубизм, это 1904-1910 гг., но в России не было такого явления как дословное следование этим системам. Почти сразу был сделан вывод из кубизма. К.С.Малевич уже в 1914-16 гг. пришел к супрематизму, Татлин к конструктивизму, Матюшин в области цветоведения сделал потрясающие открытия со своими учениками и выпустил цветовые таблицы, которые и в послевоенные годы нашли большое практическое применение и в раскраске зданий, архитектуры, и в дизайне, и в оформлении книги, во многих областях. 1910-30-е гг. – это просто клондайк для познания. Просто бери лопату и копай, это изумруды, золото и все что угодно.
К сожалению, до сих пор это явление очень слабо изучено, несмотря на то, что уже достаточно альбомов, выставок и литературы, в том числе, например К.С. Малевича очень много издали, он также талантливо владел словом, как и рисовал. В этом отношении Институт художественной культуры был той необходимой школой, которая суммировала всю накопленную живописную культуру, из которой был сделан вывод.
 
Одним из учеников К. Малевича являлся В.В. Стерлигов. Его расцвет творчества пал на 60-е годы. 17 апреля 1960 г. В.В. Стерлигов сделал вывод из этого движения – импрессионизм, сезанизм, кубизм, супрематизм – и как человек православный считал своим долгом поделиться этим со страждущими. Почему как православный, ведь это данность и потребность каждого человека? Когда Христос после Воскресения явился к ученикам, первое что он сказал – «…говорите с крыш». Это наставление делиться опытом духовного развития, который они получили. А что это такое? Это школа. И они шли и проповедовали.
 
В.В.Стерлигов тоже считал себя обязанным поделиться своими знаниями со страждущими. Но, к сожалению, как было сказано,   учитель обременен программой. И никакая программа высшего или начального художественного заведения не могла принять то, чему Владимир Васильевич учил.
 
Мне кажется, что он являлся учителем еще и потому, что он не только о профессиональном развитии учеников заботился, но и о состоянии души. Он часто повторял, что художник ответственен за то, что он несет в мир. Это говорит о необходимой моральной основе, на которой развивалось творчество. Эти занятия, которые происходили или дома у кого-то из художников, или в мастерской (у самого В.В. Стерлигова мастерской не было и не могло быть, хотя когда организовали в 1931-32 гг. организовали союз художников, упразднив все творческие группировки, чтобы легче было собрать и контролировать), он называл «художественно-педагогический самиздат», потому что из официозных и официальных институтов получить какую-то информацию было просто невозможно.
 
В.В.Стерлигов не только передавал эти знания, профессиональные идеи и концепции, но и о духовно-нравственном состоянии он очень заботился. Одному из учеников на пасху он написал такое пожелание: «Рисуйте! Каждый из нас художник и очень важно, какой портрет мы сами рисуем, потому что в конце будет спрошено». Это стремление зажечь огонек веры в каждом из нас было с его точки зрения необходимо, потому что он считал, что искусство может быть только духовным и только религиозным. Это его убеждение.
 
Благодаря этой школе, которую В.В. называл невидимым институтом, вышло какое-то количество учеников, которые продолжают его дело. Здесь необходимо сказать о деятельности Сережи Бугаева, которая позволила мне и ученикам прийти и начать работу в рамках кураторских курсов и Института нового человека. Это позволило мне более широко давать то, что было мной получено от В.В.Стерлигова. Благодаря этому несколько человек сейчас занимаются в мастерской.
 
Кожевникова.
Художник имеет какое-то видение - мало ухватываемое. Понятно, что можно научить тому, как ставить карандаш. Но значит ли эта «школа», что происходит передача видения? Как  научить видеть «на волне учителя»?
 
Зубков.
Учитель, ученики, художники, писатели, поэты, простые люди, – все видят одинаково. А вот что и как они видят, это уже другое.
Есть такое понятие как духовное зрение. Вот этому-то и учил В. Стерлигов. Это он передавал.
Духовное зрение, увеличенное силой определенного внутреннего состояния, помогает видеть и передавать знание от учителя к ученику. Самое главное, что Стерлигов дал ученикам, – это культуру! Потому что то, что происходит на протяжении десятилетий у нас, – это просто катастрофа.
 
Марчукова.
Новая педагогика началась с книжек с картинками. Как только появились книги с иллюстрациями, началась новая педагогика. Говорили, что одного восприятия букв недостаточно, а ученик должен еще и срисовывать, чтобы все чувства в нем развивались, при этом речь шла о свойствах души, которых насчитывали десять: зрение, обоняние, вкус, слух и осязание, плюс умение управлять мускулами, разум, память и воображение. Если все они в одном ряду, сразу уходит грань так называемого материализма. В этом смысле книжки с картинками они более глубоки.
 
Зубков.
Я надеюсь, что все понимают, что в такой краткой встрече невозможно прояснить очень многие проблемы, я на это и не рассчитывал. Но есть уже литература, с которой заинтересованный человек может познакомиться. Выпущено два альбома, посвященных творчеству В.В.Стерлигова и только что вышли два альбома посвященные Матюшину. Что касается книжек с картинками и срисовывания – эта традиция продолжается до сих пор и несчастным деткам предлагаются совершенно ужасные вещи – книжечки, которые называются «раскрась сам», где о творчестве говорить совершенно невозможно. Ребят нельзя учить рисовать ни в коем случае, потому что от Бога в этом возрасте все дано, еще чистые душой дети могут творить. До 11 лет рисовать нужно всем. Рисование, живописное творчество до 11 лет является движущей силой творческого развития и развития человека вообще. После 11 лет – уже слово, литература.
Парибок.
Что меня особенно заинтересовало, вы говорили о наследии Матюшина, поскольку очевидно, что отношение к цвету в зрительном поле прямо соответствует душевному, то есть эмоциональному строю чувств в общей конструкции человека, то, как передавалась и передавалась вообще эта связка? Известная вещь, лучшие колористы в мире вообще – это индийские миниатюристы, персидские миниатюристы. И почему? Потому что именно в этих культурах максимальное внимание уделялось совершенствованию чувств. А тут этим как-то заражались ученики?
 
Г.Зубков.
Это не инфекция. Заражались не тогда, когда знакомились с учителем, а раньше.
Когда кто-то мучается вопросом о том в чем смысл жизни, это просто уже само по себе катастрофа, потому что уже при рождении каждому из нас дано предназначение и даны средства для того, чтобы его реализовать.
Совершить это, к сожалению, жизнь иногда мешает. Условия в семье, воспитание, образование, финансы и прочее, но, конечно, тот, кто уже заражен, он чувствует и понимает необходимость это делать, ему хочется это делать.
 
Что же касается взаимоотношения эмоционального воздействия (вопрос о связи колорита и эмоций), практика обычная: теория, показ, задание, которое нужно выполнить (на цвет или на строительство). И когда приносишь работу, В.В. с потрясающей точностью мог сказать о состоянии человека. Этому его никто не учил, это дар и он великолепно им пользовался, вплоть до того, что некоторым он говорил: «Вы знаете, вам пока рисовать не надо. Вот, делайте рамки, оформляйте картиночки, сходите к батюшке исповедайтесь, тогда посмотрим».
 
Насколько мне известно, все представители русского авангарда – Малевич, Матюшин, Филонов и многие другие, они говорили о необходимости соединения творчества с нравственным развитием человека. Они все хотели средствами искусства воспитать нового человека, как каждый из них это понимал.
Даже по воспоминаниям Т.Н. Глебовой, ученицы П.Н. Филонова, и Малевич, и Матюшин, и Филонов однажды говорили на религиозные темы. Она пишет: «Входит материалист Татлин, и Малевич и Матюшин деликатно перевели разговор…»
 
Эти вещи неразрывно связаны! Мне кажется, что человек не с чистыми помыслами, упрощенно говоря, написать живописную работу «красивым» цветом не сможет.
 
 


 

вернуться назад
    

     © 2010-2024 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!