«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Образ учителя: о маске, костюме, плаще – невидимке (Тезисы работы секции)

 Модератор Валентина Власенко

1. Урок – спектакль. Какова роль учителя: друг? Судья? Наставник? Тема и цель – маска, костюм, плащ-невидимка.
2. Должен ли учитель прятать свои чувства за маской? (не прячу, если это работает на достижение цели)
3. Многоликость учителя? (есть!)
4. Образ для кого? Ученика? Учителя? (для себя и для ученика)
5. Есть ли взаимосвязь между образом учителя и внешним видом? (есть, но разные проявления).


____________

Модератор Ростислав Дёмин

1. Образ учителя – госзаказ или личность?
2. Учитель – актер для кого?
3. Эффективно ли использование учителем молодежного сленга?
4. Как формируется «маска»? как соотносятся «маска» и истинная сущность учителя? Какую «маску» когда носить?
5. Почему только три понятия (маска, костюм, плащ-невидимка)? Их больше.
6. Для чего, с какой целью учитель принимает тот или другой образ?

Ответ: у каждого учителя свой образ, внутреннее содержание определяет внешность, деятельность и т.д. Существуют маски по отношению к ученику, к администрации школы (они разные).
______________

Модератор - Василий Сенкевич

1. Учитель – образ или фигура?
2. Изменчивость образа учителя
3. Зависимость образа учителя от реально быта – серии ситуаций.
4. Многоликость учителя.
5. Границы открытости учителя.

 1. Учитель должен быть не столько образом, рассчитанным других, сколько самобытной личностной фигурой («фигурантом учительского дела»).
2. Образ учителя изменяется в зависимости от условий, но при этом остается его постоянный инвариант.
3. В деятельности учитель многолик. Коррекция облика учителя происходит по мере накопления опыта и становления его профессиональных компетенций.
4. Учитель – актер; маска есть необходимый его аксессуар. Учитель не скрывает под маской свое лицо, но прячет от посторонних собственный феноменальный лик (облик, гештальт).
5. Учитель открыт не для всех, а только для посвященных в одно с ним дело.


Примечание  (В. Сенкевича)

Образ и фигура учителя
Представление об образе несовместимо с деятельностью учителя. Учитель не образ, а фигура – фигурант учительского дела. Учительское дело не то, что педагогическая работа (педагогическая работа с одаренными детьми, педагогическая работа с родителями). Учитель не образ и не концепт, учитель – категория культуры.
За большую работу и служение образованию надо поклониться в пояс педагогу, однако преклонить колени за его благородный труд на ниве Просвещения стоит перед учителем. См.:
Белинский был особенно любим...
Молясь твоей многострадальной тени,
Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
(Из комедии «Медвежья охота» (1868) И. А. Некрасова (1821 – 1877) (действ. 1, сцена 5)





______________

Модератор - Валерий Волин

1. Что понимается под образом учителя?
2. Нужно ли надевать на себя маску?
3. Целесообразно ли изменение образа учителя?
4. Возможно ли остаться самим собой меняя образ?
5. «+» и «–« изменения образа?
Тезисы:
1. Маска как инструмент и обличие.
2. В педВУЗе необходимо преподавать актерское мастерство.
3. Есть опасность потерять себя, авторитет.
4. Чем больше образов, тем больше обретаем целостность!!!

 

вернуться назад
    

     © 2010-2024 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!