«Образование человека»
Ассоциация развития образования |
|||
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Главная страница Учительские семинары Конференция Конференция 2016 Материалы и фотографии конференции Заключение конференции Заключение конференцииАССОЦИАЦИЯ "ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА" СПб "ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ РАО"
Научно-практическая Конференция-Движение «Творческий автономный учитель»: путь к профессиональному стандарту педагога», 23-24 июня 2016 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Участники конференции в результате обсуждений выработали следующие Решения и рекомендации
1. Поддержать идею общественного Движения педагогов, направленного на развитие педагогического обучающегося сообщества, поддержать разработку и проведение учительских семинаров и конференций, позволяющих продуктивное обогащающее взаимодействие педагогов. 2. Выразить озабоченность педагогов многими проблемами в образовании, в первую очередь, проблемой несовпадения сущностных целей образования и задач подготовки учащихся к ГИА. Учителя заявляют, что в решении проблем этого противоречия они предоставлены полностью самим себе – не получая соответствующего понимания этой проблемы и поддержки со стороны педагогической науки и при фактическом игнорировании этой проблемы со стороны Министерства образования. Результат таков, что некоторые учителя полностью забывают про сущностные цели образования, а другие испытывают стресс, деля свои силы и учебное время в стараниях это противоречие решить. Другая проблема – полная коммерциализация сферы издания учебной литературы, чрезмерная роль посредничающих между издательствами и школами органов образования, отсутствие прозрачности и недостаток контроля на разных уровнях процесса закупки литературы – и в итоге отсутствие свободы выбора учебников для учителя: учить приходится против своего выбора и профессионального понимания по навязанным по разнарядке учебникам. Также мы крайне озабочены тем, что зачастую новый управленческий аппарат школ (менеджеры) лишен педагогической компетентности, и это ведет к принятию решений, исходящих из формальных или экономических, а не педагогических оснований.
3. Выразить острую неудовлетворенность в связи со многими проблемами, относящимися к положению учительства, в общем, и к требованиям профессионального стандарта к учителю, в частности. А именно - хотим обратить внимание органов управления образованием и политиков образования на то, что современные требования, предъявляемые учительству, должны одновременно сопровождаться и ЗАБОТОЙ о необходимых для педагогов комфортных условиях их труда. Полагаем, что это i. материально воплощенные условия: например, специальные комнаты для отдыха и релаксации и предусмотренное для релаксации время в расписании; а также оборудованные тренажерами "центры здоровья учителя" в школах – и т.д. ii. и, в особенности, моральные условия: 1. почет профессии учителя, в целом (меры, программы для культивации такого отношения в обществе); 2. уважение, доверие педагогу как профессионалу со стороны управленцев образования (как основополагающий принцип управления); 3. меры, направленные в системе образования, в первую очередь, на помощь и поддержку педагога (а не на учет, проверку, контроль, как сейчас). Мы считаем, что, если не заботиться о поддержке труда и возможностях для сохранения и роста учителя как педагогической личности, никакой контроль не может повысить качества образования, но скорее ведет к нагнетанию давления на учителя и возникновению "бумажной" реальности в отчетной документации, не отражающей реальное положение дел. 4. В особенности, органам управления образованием требуется выработать систему мер защиты педагога – это может быть бдительный контроль за администрациями школ, с тем, чтобы права педагогов соблюдались, поскольку существующие сегодня предназначенные для этого институты не работают. 5. И подобным же образом требуется защита не только самого учителя, но и дела учителя – заботы педагога о своем профессиональном долге. Это значит, педагогу, стремящемуся отстоять свои профессиональные цели (а с этим - интересы своих учеников), следует предоставить возможности апеллировать к специальным инстанциям - во всех ситуациях, когда педагог испытывает давление, существенно противоречащее этим целям. 6. В аспекте взаимодействий учителей и родителей учеников требуется организовать реальный контроль за соблюдением пункта закона об образовании, утвердившего ответственность родителей, поскольку в настоящее время на плечи педагогов просто перекладываются проблемы, находящиеся в ответственности семьи (а зачастую, по сути, работа социальной службы, опеки и т.д.). 7. В системе экспертизы педагогического труда требуется, помимо официальной, участие общественной профессионально компетентной экспертизы, заключение которой должно рассматриваться как альтернативное. 4. По результатам обсуждения профессионального стандарта педагога –выражаем одобрение и поддержку основным идеям и принципам, заложенным его авторами, 5. и, вместе с тем, отмечаем ряд следующих проблем и вопросов, относящихся к профессиональному стандарту педагога. a. Первая проблема - педагогам требуется информация, какое финансирование и организационные меры предполагаются для обеспечения профессионального стандарта педагога. По имеющимся сейчас документам и звучащей риторике складывается впечатление, что овладение прописанным профессиональным стандартом – это личная ответственность педагога и задача, решение которой обеспечивает он(а) сам(а). b. Другая серьезная проблема – «разработка рабочих программ» учителем. Из первоначальной, возможно, благой идеи, которая должна была бы работать на стимулирование педагогического творчества, этот пункт стандарта превратился в еще один репрессивный инструмент управленцев образования для контроля над учителем. Требуется очень подробная проработка этого пункта стандарта в документах, доводимых до органов управления и контроля в образовании, – с уточнением, что учитель вправе корректировать принятую за основу рабочую программу (разработанную другими или собственную), по мере педагогической необходимости, - то есть, по существу, постоянно. Кроме того, официальные требования по рабочей программе должны содержать в себе определенный механизм защиты подлинного педагогического процесса от бюрократизации. (То есть программа должна быть именно рабочим документом, удобным для работы самого учителя, а не «подконтрольным документом»). c. Несколько формулировок стандарта страдают двусмысленностью и вызывают у педагогов протест из-за вычитывания в них недопустимых смыслов: например, «независимо от способностей и характера» детей; "толерантности … в изменяющейся поликультурной среде" (вместо предпочтительной формулировки "открытость и уважение" толерантность, в русском переводе: терпимость – это для одной стороны навязанная обязанность терпеть то, с чем человек, по своим убеждениям, не согласен и хотел(а) бы спорить; а для другой стороны – отношение, при котором тебя "терпят", то есть проявляют, по сути, высокомерие и позицию центра) и др. d. Введение инклюзивного образования требует отсрочки на некоторый подготовительный период, в течение которого следует подготовиться не только самим педагогам, но коллективам учащихся и их родителям. В ином случае введение инклюзивного образования без подготовки чревато психологическими травмами для самих детей с ОВЗ и различными отрицательными результатами в среде учащихся и в обществе взрослых. e. Для воплощения идей и принципов профессионального стандарта педагога учителям совершенно необходима поддержка со стороны психологов и других специалистов, однако число последних в школах сокращается (!) 6. Требуется уведомить институции, ответственные за непрерывное педагогическое образование, о необходимости программ педагогического образования, обеспечивающих профессиональный стандарт педагога в единстве с ФГОС общего образования.
7. Считаем необходимым обратить особое внимание политиков, теоретиков образования, органов управления образованием на отмеченные проблемы 8. и довести принятые решения и рекомендации до сведения Отдела образования Санкт-Петербурга, Комитета образования, Министерства образования и других заинтересованных институций. а Текст "Заключения" был отправлен в Министерство Образования и Науки РФ. Был получен ответ на имя общественного секретаря Двжения педагогов "Образование Человека" Чичериной Н. В. Текст ответа по ссылке:
|
|
|
© 2010-2025 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах. За всякую финансовую поддержку будем признательны! |