«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Заключение конференции

 АССОЦИАЦИЯ "ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА"

СПб "ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ РАО"

 

Научно-практическая Конференция-Движение

«Творческий автономный учитель»:

путь к профессиональному стандарту педагога»,

23-24  июня 2016

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Участники конференции в результате обсуждений выработали следующие   

 Решения и рекомендации

 

1.     Поддержать идею общественного Движения педагогов, направленного на развитие педагогического обучающегося сообщества, поддержать разработку и проведение  учительских семинаров и конференций, позволяющих продуктивное обогащающее взаимодействие педагогов.

2.     Выразить  озабоченность педагогов многими проблемами в образовании, в первую очередь, проблемой несовпадения сущностных целей образования и   задач подготовки учащихся к ГИА. Учителя заявляют, что в решении проблем этого противоречия они предоставлены полностью самим себе – не получая соответствующего понимания этой проблемы и поддержки со стороны педагогической науки и при фактическом  игнорировании этой проблемы со стороны Министерства образования. Результат таков, что некоторые учителя полностью забывают про сущностные цели образования, а другие испытывают стресс, деля свои силы и учебное время в  стараниях  это  противоречие решить.

Другая проблема – полная коммерциализация сферы издания учебной литературы, чрезмерная роль посредничающих между издательствами и школами органов образования, отсутствие прозрачности и недостаток контроля на разных уровнях    процесса закупки литературы – и в итоге отсутствие свободы выбора учебников для учителя: учить приходится против своего выбора и профессионального понимания по навязанным по разнарядке учебникам.

Также мы крайне озабочены тем, что зачастую новый управленческий аппарат школ (менеджеры) лишен педагогической компетентности, и это ведет к принятию решений, исходящих из   формальных или экономических, а не педагогических оснований.

 

3.     Выразить  острую неудовлетворенность в связи со многими проблемами, относящимися к положению учительства, в общем, и к требованиям  профессионального стандарта к учителю, в частности.

А именно - хотим обратить внимание органов управления образованием и политиков образования на то, что современные требования, предъявляемые учительству,  должны одновременно сопровождаться и ЗАБОТОЙ о необходимых для педагогов комфортных условиях их труда. Полагаем, что это

                           i.       материально воплощенные условия: например, специальные комнаты для отдыха и релаксации и предусмотренное для релаксации время в расписании; а также оборудованные тренажерами "центры здоровья учителя" в школах – и т.д.

                         ii.      и, в особенности, моральные условия:

1.     почет профессии учителя, в целом  (меры, программы для культивации такого отношения в обществе);

2.     уважение, доверие педагогу как профессионалу со стороны управленцев образования (как основополагающий принцип управления);

3.     меры, направленные в системе образования, в первую очередь, на помощь и поддержку педагога (а не на учет, проверку, контроль, как сейчас).

Мы считаем, что, если не заботиться о поддержке труда и возможностях для сохранения и роста учителя как педагогической личности, никакой контроль не может повысить качества образования, но скорее ведет к нагнетанию давления на учителя и возникновению "бумажной" реальности в отчетной документации,   не отражающей реальное положение дел.  

4.     В особенности, органам  управления образованием требуется выработать систему мер защиты педагога – это может быть бдительный контроль за администрациями школ, с тем, чтобы права педагогов соблюдались,  поскольку существующие сегодня предназначенные для этого институты не работают.

5.     И подобным же образом  требуется защита не только самого учителя, но и дела учителя – заботы педагога о своем профессиональном долге. Это значит, педагогу, стремящемуся  отстоять  свои профессиональные цели (а с этим - интересы своих учеников), следует предоставить возможности апеллировать к специальным  инстанциям - во всех ситуациях, когда педагог испытывает давление, существенно противоречащее этим целям.

6.     В аспекте взаимодействий учителей и родителей учеников требуется организовать реальный контроль за соблюдением пункта закона об образовании, утвердившего ответственность  родителей, поскольку в настоящее время   на плечи педагогов просто  перекладываются проблемы, находящиеся в ответственности семьи (а зачастую, по сути, работа социальной службы, опеки и т.д.).

7.     В системе экспертизы педагогического труда требуется, помимо официальной, участие общественной профессионально компетентной экспертизы, заключение которой должно рассматриваться как альтернативное.

4.     По результатам обсуждения профессионального стандарта педагога –выражаем одобрение и поддержку основным идеям и принципам, заложенным его авторами,

5.     и, вместе с тем, отмечаем ряд следующих проблем и вопросов, относящихся к профессиональному стандарту педагога.

a.     Первая проблема -  педагогам требуется информация, какое финансирование и организационные меры предполагаются для обеспечения профессионального стандарта педагога. По имеющимся сейчас документам и звучащей риторике складывается впечатление, что овладение прописанным профессиональным стандартом – это личная ответственность педагога и задача, решение которой обеспечивает он(а) сам(а).

b.     Другая серьезная проблема – «разработка рабочих программ» учителем. Из первоначальной, возможно, благой идеи, которая должна была бы работать на стимулирование педагогического творчества, этот пункт стандарта превратился в еще один репрессивный инструмент управленцев образования для контроля над учителем.

Требуется очень подробная проработка этого пункта стандарта в документах, доводимых до органов управления и контроля в образовании, – с уточнением, что учитель вправе корректировать принятую за основу рабочую программу (разработанную другими или собственную), по мере педагогической  необходимости, - то есть, по существу, постоянно. Кроме того,  официальные требования по рабочей программе должны содержать в себе определенный механизм защиты подлинного педагогического процесса от бюрократизации. (То есть программа должна быть именно рабочим документом, удобным для работы самого учителя, а не «подконтрольным документом»).

c.      Несколько  формулировок стандарта страдают двусмысленностью и  вызывают у педагогов протест из-за вычитывания в них недопустимых смыслов: например, «независимо от способностей и характера» детей; "толерантности … в изменяющейся поликультурной среде" (вместо предпочтительной формулировки "открытость и уважение" толерантность, в русском переводе: терпимость  –  это  для одной стороны навязанная обязанность терпеть то, с чем человек, по своим убеждениям, не согласен и хотел(а) бы спорить; а для  другой стороны – отношение, при котором тебя "терпят", то есть проявляют, по сути, высокомерие и позицию центра)  и др.

d.     Введение инклюзивного образования требует отсрочки на некоторый подготовительный период, в течение которого следует  подготовиться не только самим педагогам, но коллективам учащихся   и их родителям. В ином случае введение инклюзивного образования без подготовки чревато психологическими травмами для самих детей с ОВЗ и различными отрицательными результатами в среде учащихся и в обществе взрослых.

e.      Для воплощения идей и принципов профессионального стандарта педагога учителям совершенно необходима поддержка со стороны психологов и других специалистов, однако число последних в школах сокращается (!)

6.     Требуется уведомить институции, ответственные за непрерывное педагогическое образование, о необходимости программ педагогического образования, обеспечивающих профессиональный  стандарт педагога в единстве с ФГОС общего образования.

 

7.     Считаем необходимым обратить особое внимание политиков, теоретиков образования, органов управления образованием на отмеченные проблемы 

8.     и довести принятые решения и рекомендации до сведения Отдела образования Санкт-Петербурга,  Комитета образования, Министерства образования и других заинтересованных институций.


а         Текст "Заключения" был отправлен в Министерство Образования и Науки РФ. Был получен ответ на имя общественного секретаря Двжения педагогов "Образование Человека" Чичериной Н. В. Текст ответа по ссылке:            

           upload/08-4914.pdf

 

 

    

     © 2010-2025 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!