«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Бойцов С.М. Моя миссия – творчество

В практике учителя наступает такой период времени, когда он останавливается в своём привычном движении, отстраняется от суеты и задумывается, пытаясь проанализировать весь свой педагогический опыт, свои жизненные ситуации и устремления и дать ответы на извечные вопросы. "В чём моя миссия? Каков должен быть путь, по которому идти? В чём мне повезло или, наоборот, почему меня преследуют неудачи?"
 
Есть такие люди, которых преследуют неудачи, и они сомневаются в себе и в возможности благополучного исхода дела, боятся обратить на себя внимание, допустить оплошность, оказаться в тягость окружающим, потерпеть неудачу даже в мелочах. Поэтому и стараются не рисковать. Но под действием таких мрачных мыслей эти страхи и опасения становятся реальностью.
 
Совсем иначе ведет себя человек удачливый: он излучает веру в себя и в свой успех. Ему словно незнакомо слово «поражение» – он думает об успехе, верит в успех и добивается его как единственно возможного для себя результата. Поэтому и развивает в себе способность распознавать и использовать благоприятные возможности.
 
Наверное, каждому человеку хочется быть успешным. Возможность школы, в которой есть все необходимые условия для становления и развития успеха, дает методологическая база акмеологии. Но вот вопрос: "Какими качествами должен обладать успешный человек?" Размышляя над этим, я подготовил анкеты и попросил ответить на свой вопрос коллег, учителей. Выяснилось, что мои респонденты считают: успешный человек – это целеустремлённый, настойчивый, коммуникабельный, мобильный, способный на ответственное принятие решения, имеющий желание и готовность к выполнению работы, обладающий творческими способностями.
 
На мой взгляд, всеми этими качествами должна обладать творческая личность. Думая о своей миссии учителя технологии я пришел к выводу, что она состоит в том, чтобы помочь ребёнку развить эти качества личности, то есть создать условия для реализации своих творческих способностей. 
               
Возможно, творчество каждый из нас понимает по-своему. Новейший философский словарь дает такое определение: «Творчество – конструктивная деятельность по созданию нового». В другом философском словаре читаем: «Творчество – процесс человеческой деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности, способность человека созидать новую реальность».                 
 
В действительности, мы все сейчас живём в новой реальности, и для педагогов, родителей особенно актуальными становятся вопросы воспитания творческих личностей, имеющих инициативность, способность оригинально мыслить, находить нестандартные решения и так в итоге поддерживать свою конкурентоспособность.
 
Каждый год ко мне приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Они мыслят все быстрее, информации о событиях и фактах у них все больше… вот только… удивляются они все меньше и меньше. Меньше восхищаются. Более спокойны в своем более однообразном круге интересов. Все играют в машинки с неразборными моделями из литой пластмассы и в компьютерные игры. А раньше, вспомните, как интересно было детям разбирать металлические игрушки, сколько разных колёсиков, пружинок, винтиков содержалось в них!
 
Так какими должны быть условия для творчества? Я убеждён, что у каждой личности есть потребность в творческом самовыражении, и нельзя упускать тот благодатный детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания. Поэтому на моих уроках часто, как призыв к творчеству, звучат строки стихотворения Вадима Шефнера «Миг»:
 
Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так – и все не так
Через одно мгновенье.
 
И дети изумляются, восхищаются, радуются, когда сами создают что-то новое. Будь то поделка на тему «Богородская игрушка», или более серьёзные творческие проекты, выполненные старшеклассниками, это новизна не в мировых масштабах, а новизна субъективная. Но она ценна для самого ребёнка. Дети чувствуют себя при этом настоящими Творцами. Творцами новой реальности!
 
«Высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, – писал советскийпсихолог Л.С. Выготский, – но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть одна нота нового, обязано своим происхождением творчеству». Ребенок в свое творение вкладывает свою индивидуальность и всю глубину эмоциональных переживаний.
 
Но чаще определение творчества связывают с его продуктом, то есть творчество – это деятельность, ведущая к созданию принципиально нового, социально значимого и совершенного по исполнению продукта. (Другие критерии продукта – оригинальность, оптимальность технической проработки, уникальность изделия, т.д.) Я сам акцентирую внимание на сфере, связанной с материальным производством, а это техническое творчество, где продуктом будут изобретения и рационализаторские предложения.
 
Итак, творчество – это создание человеком новой реальности. Но ведь новизна продукта может быть объективной и субъективной. Субъективно новое характеризует такой результат творческой деятельности человека, который является новым только для него самого. Такая ситуация возникает, когда человек, приступая к решению проблемы, не обладает информацией о том, решалась ли эта проблема до него и какие решения уже известны. Также история развития техники знает много примеров, когда предлагались к внедрению «новые», но необоснованные, бесполезные и даже нелепые идеи. Такова была идея изобретения «Солнцетермос»[1]: "Изобретение состоит вот в чём: два шара из стекла, один внутри другого, помещаются на высокой мачте. Устройство даёт на весь мир ослепительный свет, от которого можно укрыться только плотными шторами". (Изобретатель Лямзин). Так что далеко не всякое новое может считаться творческим продуктом.        
 
Я стараюсь понять: как же человек становится изобретателем? Или им нужно родиться? И следует ли ждать, когда дети вырастут и к ним придет озарение, чтобы они смогли решать «большие» творческие задачи? Или можно маленькими шагами у маленьких детей формировать эту творческую способность, научить творчеству?
 
Многие исследователи творчества глубоко убеждены, что научить творчеству, в том числе и техническому, в полном смысле невозможно. Но есть возможность стимулирования творческой деятельности. Поэтому-то правильнее говорить не об обучении творчеству, а об организации такого обучения, которое будет направлено на развитие творческих способностей. Вспомним А.С. Пушкина:
 
       "О сколько нам открытий чудных
       Готовят просвещенья дух
       И опыт, сын ошибок трудных,
       И гений, парадоксов друг,
       И случай, бог изобретатель..."
       
Но в современном техническом творчестве случай – метод проб и ошибок не подходит. Современное техническое творчество вооружено мощным орудием, – это ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. Используя этот инструментарий, можно решить практически любую техническую задачу. И можно научить применять инструменты ТРИЗ. С другой стороны, существуют приёмы РТВ: развития творческого воображения. И это сильный инструмент, а применять эти приёмы тоже можно научить.
 
В области изобретений вопросы «Что?» и «Почему?» – не для нас. Здесь нужны вопросы «Зачем?» и «Как работает?», и это как раз то, что чаще интересует ребёнка. Так что закрепить этот интерес – задача учителя. Вот пример – ставим вопрос: «Для чего военнослужащему каска»? Обычно отвечают: «Чтобы защитить голову». Для изобретателя важнее всего первоначально правильно поставить задачу. И если каска защищает голову, тогда изобретатель решает задачу прочности материалов. А если каска должна отклонять пулю или осколки снарядов, тогда изобретатель решает задачу формы. Я уверен, что можно научить правильно ставить задачу. Так современные педагогические технологии в комплексе и в системе всей учебной деятельностихорошо работают на развитие творческих способностей и помогают выявить одарённость учащихся.
       
Всякая педагогическая миссия – это доброделание, которое основано на таких вечных ценностях, как красота, добро и любовь в христианстве. Моя миссия, как я думаю, – создавать условия, чтобы самообразовывалась творческая личность ребёнка. Или, образно говоря, воздвигнуть леса поддержки вокруг неокрепшего ростка и вовремя их снять, когда росток окрепнет. И ради этого я осваиваю новые технологии, программы и информационные пространства – и, получается, вместе с детьми познаю мир, учусь вместе с ними.


[1] Было представленно в Комитет по делам изобретений при ВСНХ в 1927 г., а впоследствии саркастически описано Д. Хармсом и Д. Левиным в их рассказах.

ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА ОГЛАВЛЕНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА
    

     © 2010-2017 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!