«Образование человека»
Ассоциация развития образования

От редактора-составителя

История данного сборника связана с проведением Всероссийской Конференции по философии образования «Учитель: наедине с собой» (рук. М.Н. Кожевникова), которая состоялась в ИПООВ РАО в рамках Дней философии в Санкт-Петербурге в ноябре 2013 и была инициирована и организована общественной ассоциацией "Образование человека" и Институтом педагогического образования и образования взрослых.
 
Эту конференцию мы посвятили обсуждению самосознания учителя как особо значимой для философии образования категории и включили в круг обсуждаемых тем проблему цельности и разрывов в самосознании учителя; возможное, сущее и должное учителя; самосознание учителя в связи с этическими проблемами и др. Программа конференции состояла из одного дня академических докладов и обсуждений, в которых приняли участие около 30 человек философов и ученых, и второго дня работы в жанре "учительской философии образования" в кругу практиков образования, объединившем около 50 человек учителей и вузовских преподавателей.
 
Форма конференции, обозначенная как "коллоквиум", означает высокую степень личного участия каждого во всем процессе, поэтому в первый день состоялись многочисленные и заинтересованные выступления в рамках круглых столов в продолжение докладов, а программа второго дня, помимо общего обсуждения, включила работу в малых группах по ряду тем и вопросов.
 
В теме "Рефлексия" это были вопросы: "Насколько обязательно самопознание учителя?" "Насколько важна учительская рефлексия философских оснований образования?" "Что такое для вас рефлексия педагогического процесса?" "Цели образования в рефлексии педагога: возложенные задачи или сознание миссии?" и др.
 
В теме "Метод и Личность (о внутреннем мире учителя)" обсуждалось: "Где, кому в образовании нужен внутренний мир учителя?" "Как соотносятся личностные философские позиции учителя и выбор образовательных методов?" "Человек и Информация в образовании: кто кому подчинен?" "Что делает педагог с ценностями в образовании: учит им / распространяет их/ делится ими?" "Проблема свободы/ связанности и творчества в образовании: роль самосознания учителя" и пр.
 
В теме "Роли и люди" вопросы стояли так: "Педагоги – «деятели» и «просто люди»: как «смена костюма»?" "Встает ли для вас в педагогической деятельности и что значит проблема морального права?" "Свобода и долг учителя (свобода быть собой, долг быть учителем… или долг быть собой, свобода быть учителем?)" "Проблема доверия в образовании: что мешает доверию? Нужно ли доверять себе, чтобы доверять Другим?" и т.д.
 
Первая попытка подобной конференции в жанре "учительской философии образования" вызвала большой интерес и воодушевление со стороны ее участников, вылившееся в предложение о проведении регулярных семинаров по философии учителя, которые мы и начали проводить в ИПООВ РАО с января 2014. Как раз в этот период сотрудничество философов и педагогов-практиков вызрело в тот плод, который представляет данная книга,  имеющая единое содержание и "двуслойную" структуру.
 
Нам остается надеяться, что тема самосознания учителя и рефлективного, философского ее осмысления вызовет интерес также и у читателей, а идея значимости голоса учителя и необходимости пространства свободы для утверждения педагогами в рефлексии и философствовании собственного смыслового, ценностного фундамента найдет поддержку как со стороны самого учительского сообщества, так и со стороны теоретиков, идеологов, политиков образования.
 
М.Н. Кожевникова

ОГЛАВЛЕНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА
    

     © 2010-2017 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!