«Образование человека»
Ассоциация развития образования |
|||
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Социальность: интерпретацииСоциальность: интерпретации Термин в диктуемых им значениях происходит из лат. socium - «общее». То есть социум, "общество" - это общность людей, а социальность – это «качество быть общественным», то есть быть в обществе и в общности с Другими. При этом "социальность" в значении ситуативно или системно определяемой локализации человека в обществе, для ряда авторов более значимый, здесь относительно употребляемого нами в тексте термина выступает как омоним, содержательно с ним сопряженный.
Дж. Дьюи (1859 – 1952), закладывая основания философии образования, определял значение образования как "потребности жизни", служащего в рамках общения само-возобновлению жизни человеческого общества, подобно тому, как биологическая жизнь существует в само-возобновлении, поскольку, как он говорил:
"Без общения, коммуникации идеалов, надежд, ожиданий, норм, убеждений от тех членов общества, которые уходят из жизни группы, к тем, которые приходят в нее, социальная жизнь не могла бы продолжаться".
И в этом контексте Дьюи акцентировал глубокий смысл "социального":
"Есть больше, чем словесная связь между словами: "общее", "общество" и "общение". Люди живут в сообществе благодаря вещам, которыми сообща владеют; и общение - тот способ, которым они приходят к этому владению сообща. И что они должны иметь в общего для того, чтобы сформировать сообщество или общество, это цели, представления, устремления, знания - общее понимание – "единомыслие", как говорят социологи"[1].
Так трактуемое нами понятие намеренно различено с понятием "социализации", о котором дальше ещё будет идти речь. Взятая в данном значении социальность подразумевает принятие в образовании самой человеческой общности как ценности, которую требуется проблематизировать, демонстрировать, обосновывать и, наконец, культивировать в образовательных процессах всяческими путями и на различных уровнях: начиная с развития коллективной идентичности (по принадлежности к локально единой группе – классу, школе, группе, единой по интересам), с выстраивания образовательных сообществ и включая уровни региональной, этнической, национальной, общечеловеческой общности.
При такой траковке рассматриваемая в образовании социальность и её значимые проявления включают в себя такие элементы, как:
индивидуальные взаимоотношения и взаимодействия учител
вернуться назад |
|
|
© 2010-2023 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах. За всякую финансовую поддержку будем признательны! |