«Образование человека»
Ассоциация развития образования

Горшкова О.С. Учитель определяет образование

Роль учителя кажется понятной с первого взгляда. Если спросить, мы ответим, что учитель – это тот, кто чему-то обучил, помог разобраться в трудных вопросах. И все же, хочется больше поразмышлять о том, что значит роль учителя. Значит ли это приобщить учеников к науке? Или иначе: удовлетворить базисные потребности в знании? А для чего или кого это нужно?
 
В моих размышлениях я прихожу к выводу, что роль учителя для ученика состоит в формировании его (ее) отношения к себе и к тому, что происходит вокруг. Конечно, развитие личности происходит в течение всей жизни. Но все же основы социализации закладываются еще в школе. И в этот период роль учителя может быть велика: авторитет и личный пример учителя влияют на формирование отношения юного человека к различным ситуациям и к своему поведению и на переоценку этого отношения и поведения. Мысли учителя, касающиеся оценки ситуаций разных уровней, дают учащимся опору для формулирования собственных мыслей и не оставляют безразличными к тем ситуациям, которые освещается в СМИ недостаточно ясно или непривычно для их восприятия. В этом смысле роль учителя, в моем понимании, в том, чтобы помочь воспринять информацию, суметь оценить ее достоверность и, наконец, прочувствовать. О роли учителя я думаю, конечно, исходя из собственного опыта и в собственном опыте различными путями стараюсь воплотить конкретное понимание своей роли учителя. Я преподаю в школе географию.
 
Когда дети только приходят ко мне в 6-м классе и сначала знакомятся с предметом, я вижу свою роль в том, чтобы разбудить их интерес к моему предмету. Поэтому мы много смотрим, слушаем, трогаем, делаем практически. В этот период главное, на мой взгляд, не напугать ребенка новым предметом, а заинтересовать. Например, мы сравниваем современные знания о Земле с представлениями древних людей. Или мы решаем задачи, связанные со спасением терпящих бедствие кораблей. Я предлагаю им научиться, как ориентироваться на местности, и объясняю, что нужно знать и уметь, чтобы не заблудиться. Я замечаю, что ребятам очень нравится составлять план местности по рассказу. Также хорошо идут исследовательские работы. Например, бурную деятельность вызвала работа над темой «Возможно ли в Санкт-Петербурге наводнение?». Дети проводили социологический опрос родителей и учителей, высчитывали разницу между самым высоким наводнением и высотой дамбы, размышляли: только ли со стороны Финского залива есть угроза или существуют и другие факторы, – и в итоге с большим удовольствием выступили на школьной конференции.
 
В 7-м классе, по моему пониманию, задания должны носить характер начальной аналитической деятельности, то есть это работы по определенному алгоритму, выявляющие закономерности на основе изученных фактов. Здесь изучение природы строится через открытие законов природы, и я стараюсь использовать возможность совмещать уроки географии и физики (в темах о давлении, температуре, океанических течениях). На таких интегрированных уроках можно осуществлять синтез знаний различных дисциплин, достигая нового качества: неразрывного целого, происходящего из углубленного взаимопроникновения этих знаний. Как пример вспоминаю урок «Мои возможности в предсказании погоды», который мы провели совместно с учителем физики: там ученики устанавливали межпредметные связи и в результате получили представление о практическом использовании обретенных знаний.
 
В курсе географии 7-го класса после разделов о природе, когда идет изучение стран, мы играем в игру «Я президент страны». Это значит, что дети тянут жребий, в какой стране изучаемого материка они станут президентами, и их задачей становится прорекламировать свою страну так, чтобы всем было интересно, – и в конце мы решаем голосованием, в какую страну мы бы поехали. Что еще оказывается здесь важным для детей, это прочувствовать ответственность самого своего статуса. А это подразумевает подготовиться основательно, суметь рассказывать так, чтобы заинтересовать и привлечь, а не просто выйти, прочитать по бумажке и удовлетвориться тем, что действие совершено. То есть для них это шанс почувствовать себя центром внимания и грамотным деятелем.
 
8-е и 9-е классы изучают Россию. В этой части курса я уже начинаю привлекать внимание детей к поиску информации в СМИ. В связи с этим встает проблема понятия "достоверного источника". Я стремлюсь помочь им разобраться, что информация достоверна, если она отражает истинное положение дел, но, вместе с тем, достоверная информация может быть как объективной – основанной на анализе по результатам проверок, независимой от человеческого сознания, так и субъективной – мнениями отдельных лиц. Недостоверная же информация представляет собой искажение данных.
 
Если проанализировать, что я стараюсь делать в этом курсе, то получится следующая картина. Я обсуждаю с ребятами ситуацию в стране, особенности экономических отношений и социальных связей внутри самой страны и со странами ННГ ("новые независимые государства", образовавшиеся после развала СССР). Я интегрирую географические знания со знаниями исторических событий и законов природы. И здесь уже мне хочется добиться от учеников проявления пространственного мышления: для этого надо проанализировать статистический материал, определить структуру, построить диаграмму, а главное, оторваться от факта, посмотреть на него со стороны и так увидеть все рычаги, которые привели к возникновению обсуждаемой ситуации. В плане работы с информацией я их учу слушать и слышать мои оговорки и «закравшиеся» ошибки, а также исправлять меня и доказывать свою точку зрения, оперируя аргументами приводимых фактов. Я убеждаю ребят, что никому нельзя просто верить, и любую информацию, даже от очень авторитетного источника надо проверять, сопоставляя разные источники и все имеющееся у них знание. В этом смысле я чувствую свою роль учителя как помощника в их социализации – в достижении такого состояния, когда они смогут в обществе действовать самостоятельно и даже информацией смогут овладевать сами так, что ими не овладеет ошибка.
 
В 8-11 -ых классах в рамках курса я стремлюсь делать такие вещи, как, например, конференция – круглый стол «Ксенофобия в России», который мы провели совместно с учителем истории и обществознания. Главными вопросами нашего обсуждения стали следующие: "1) Распад СССР. Причины распада, последствия и мотивация миграции в РФ из стран бывшего СССР. 2) Содружество людей разных наций в СССР. Ощущения единства, готовность защищать свое государство. 3) опыт совместного анализа этно-конфессионального состава, национальных общественных организаций и СМИ в Санкт-Петербурге. При этом при подготовке к конференции учащиеся получили от нас, учителей, перечень вопросов, по которым они должны были подготовиться, обсуждая эти вопросы дома с родителями: "Почему некоторые приезжие из ближнего Зарубежья вызывают неприятие у жителей Санкт-Петербурга? Если человек рожден в другом государстве, а живет в России, тогда кто он? В Совете Федерации обсуждается вопрос об ограничении въезда в Россию, – каково твое отношение и почему? Может ли Санкт-Петербург, на ваш взгляд, обойтись без приезжей рабочей силы? Почему приезжим в наш город неуютно жить в нем? Чем страшен и опасен лозунг националистов: «Россия для русских»? Что надо сделать, на ваш взгляд, чтобы Санкт-Петербург и для русского населения и для приезжих стал родным городом?" Также мы решали и ситуационные задачи. Например: " В Санкт-Петербурге в историческом центре города в день празднования Курбан Байрама, исламского праздника, знаменующего окончание хаджа, паломничества в Мекку, мусульмане режут барана и готовят кушанье на костре. Они от всего сердца предлагают присоединиться к трапезе прохожих, ведь по обычаю угощают всех, особенно бедных. Как вы к этому относитесь?" Или другой пример: "Вы едете в маршрутке. Утро. Шофер неславянской национальности на полную громкость включает восточную музыку. Как на Ваш взгляд отреагируют пассажиры? Почему?"
 
Я надеюсь, что отношение детей к обсуждавшейся проблеме стало более осознанным. Но, главное, после конференции возникло ощущение, что они стали добрее, – и это радовало. Я думаю, что ведь, по сути, нами владеет страх, и он происходит в большей степени от незнания ситуации. Так что, может быть, для того, чтобы не бояться, требуется просто быть любознательным человеком и больше познавать. И еще, насколько я это знаю и понимаю, истина открывается спустя годы. И если так, то для любой ситуации у меня и у каждого есть варианты возможностей: 1) увидеть воочию и стать самой участником (зрителем); 2) не торопиться со своей оценкой и действием.
 
В 10-11-ых классах, как я вижу содержание своего курса, перед учащимися из пучины фактов поднимаются моральные проблемы. Для меня это означает попытки понять действительность и правду, находясь под "бомбардировкой" новостей СМИ и информации от окружающих людей. Я знаю, что когда мы погружаемся в это, то, в итоге, приходим к необходимости выбора: «личный интерес или самопожертвование». Так, мы с ребятами задумываемся: что значит «моя жизнь» против, например, жизни остальных людей на планете или, даже, жизни другого существа – животного. Мы разбираемся, как расценивает эти вопросы человек молодой, не обремененный обязательствами, и взрослый, имеющий семью.
 
Я предлагаю ученикам свои мысли: может быть, ценность – это само выживание? А если так, то выживание невозможно без взаимного уважения жизни друг друга. И дальше перед нами встают вопросы: "Стоит ли жертвовать собой ради тех, кого мы не знаем? Что означает для нас справедливость?" И уже в связи с этими размышлениями мы обсуждаем: "Для чего получать специальность? Что дает высшее образование? Почему раньше идеалом считалось трудиться на благо государства и предполагалось, что государство должно позаботиться о каждом? И почему теперь считается, что богатство – это хорошо и что каждый должен заботиться о себе сам?
 
Когда все эти и другие подобные им вопросы возникают в процессе обсуждения социальной, экономической и политической географии мира, это, действительно, позволяет мне верить, что моя роль как учителя состоит в социализации каждого ученика, и что, выйдя за стены школы, выпускники, которые приступят к работе, и те, кто еще будет учиться дальше, окажутся способны понимать жизнь, реальность и защищать себя. И для меня в понимании себя как учителя это значит, что я не просто исполнитель госзаказа в образовании, а что-то другое и большее.

ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА ОГЛАВЛЕНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА
    

     © 2010-2024 Ассоциация развития образования «Образование человека». При использовании материалов сайта ссылка на авторов обязательна.
© Маргарита Кожевникова, тексты сайта

Приносим извинения за отсутствие редактуры в расшифровках семинаров! В настоящее время движение ОЧ, Семинар и сайт ОЧ существуют исключительно на волонтерских началах.
За всякую финансовую поддержку будем признательны!